Задачи по химическим уравнениям 8 класс урок

Конспект урока по химии на тему «Решение задач на расчеты по химическим уравнениям» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развернутый план-конспект урока учителя химии и биологии Номановой Э.Р.

Класс: 8 Дата:____________

Тема урока №___: Решение задач на расчеты по химическим уравнениям.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с расчетами по химическим уравнениям; сформировать у учащихся знание о расчетах по химическим уравнениям; начать формировать умения по составлению химических уравнений и расчетам по уравнениям.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

Учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

1.Организационный момент (2-5мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами должны будем научиться проводить расчеты по химическим уравнениям.

2. Контроль знаний и умений (10 – 15 мин.)

На предыдущих занятиях мы с вами проходили уравнения химических реакций, давайте вспомним, что такое химическое уравнение? (Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков).

На основе какого закона пишут химические реакции? (Закон сохранения массы веществ).

Как он звучит? (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

3. Объяснение нового материала (20 – 30 мин.)

По химическому уравнению можно определить, какие вещества вступили в реакцию, и какие образовались, а также по химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих веществ.

Для расчетов очень важно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объема и количества вещества. Давайте откроем учебники на странице 146 и найдем таблицу №7. Рассмотрим по этой таблице соотношение некоторых единиц физико – химических величин.

Для того чтобы решать расчетные задачи по химии, можно пользоваться алгоритмом. Алгоритм решения задач дан в учебнике на странице 147.

Пользуясь алгоритмом решения задач, давайте решим следующие задачу:

Задача: Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 230 кг оксида железа (ІІІ). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

m ( Fe 2 O 3 )=230кг 1. Запишем уравнение химической реакции:

n ( H 2 O ) — ? 2. Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулами веществ в уравнении.

Так как масса дана в килограммах, то объем находим в кубических метрах, а количество вещества – в киломолях. И тогда:

230кг х м 3 y кмоль

где х – объем водорода V ( H 2 ), y – количество вещества воды n ( H 2 O ).

3. а)Найдем заданную химическим уравнением массу 1кмоль Fe 2 O 3 и запишем полученное значение под его формулой:

М r(Fe2O3) = 56 * 2 + 16 * 3 = 160,

б) Найдем заданный уравнением объем 3 кмоль водорода V = Vm * n , запишем под формулой водорода найденное значение: V (3 H 2 ) = 22,4 м 3 /кмоль * 3 кмоль = 67,2 м 3 .

в) Под формулой воды укажем ее количество, заданное уравнением, — 3 кмоль.

Уравнение принимает вид

230кг х м 3 y кмоль

160 кг 67,2 м 3 3 кмоль

4. Составим и решим пропорции:

а) 230 = х , х = 230*67,2 = 201,6 (м 3 ) – объем водорода V ( H 2 )

б) 230 = y , y = 230*3 = 9 (кмоль) – количество вещества воды n ( H 2 O ).

4.Первичное закрепление знаний (10 – 12 мин.)

Решите задачи (если можно, то несколькими способами):

Задача 1. В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Задача 2. Цинк количеством вещества 0,1 моль взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию, а также массу образующегося оксида цинка.

Задача 3. Алюминий массой 6,3 г вступает в реакцию с кислородом. Определите массы кислорода и образующегося оксида железа, если алюминий содержит 20% примесей.

Задача 4. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2,7 г 25% — й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества алюминия? Каково это количество вещества?

Задача 5. Какой объем углекислого газа выделится при сгорании 60 кг угля?

Задача 6. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция, содержащего 30% примесей?

5. Итог урока (1 -3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили написание химических уравнений и научились проводить расчеты с помощью химических уравнений.

6. Домашнее задание (1 – 4 мин.)

Задания в рабочих тетрадях.

Химия 8 класс. Самостоятельная работа:

Расчеты по химическим уравнениям.

1. По уравнению химической реакции Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2 рассчитайте объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии 130 г цинка с избытком хлороводородной кислоты. Какое количество вещества соли при этом образуется.

2. Рассчитайте массу оксида железа(3), полученного при разложении гидроксида железа (3) количеством вещества 0,5 моль. Уравнение реакции: 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O.

1. По уравнению реакции 2 Mg + O 2 = 2 MgO рассчитайте массу оксида магния, который образуется при сгорании 48 граммов магния в избытке кислорода.

2. Рассчитайте массу оксида меди (2), полученного при разложении 0,8 моль гидроксида меди. Уравнение химической реакции: Cu ( OH ) 2 = CuO + H 2 O .

1. Рассчитайте массу и количество вещества соли, полученной при взаимодействии 58,8 граммов серной кислоты с избытком оксида меди (2). Уравнение химической реакции: CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O .

2. Рассчитайте массу оксида железа(2), полученного при разложении гидроксида железа (2) количеством вещества 0,7 моль. Уравнение реакции: Fe ( OH ) 2 = FeO + H 2 O

1. По уравнению реакции Mg + 2 HCl = MgCl 2 + H 2 рассчитайте массу соли, полученной при взаимодействии 96 граммов магния с избытком соляной (хлороводородной) кислоты.

3. Рассчитайте массу соли, полученной при взаимодействии 200 граммов 24,5% раствора серной кислоты с избытком оксида меди (2). Уравнение химической реакции CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O .

  1. Какая масса оксида железа (ІІІ) образуется при сжигании на воздухе 0,6 моль железа?
  2. Рассчитайте массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении с серой 5,4 г алюминиевой пудры. Сколько граммов сульфида железа (ІІ) образуется при сплавлении с серой 11,2 г порошка железа?
  3. Определите массу магния, необходимого для получения 19 г хлорида магния (например сжигая магний в хлоре).
  4. Сколько литров хлороводорода образуется при взаимодействии хлора с 5,5 л водорода?
  5. Какой объем водорода может вступить в реакцию со 150 л кислорода?
  6. Какой объем углекислого газа образуется при сжигании 8 л метана СН4?
  7. Какой объем углекислого газа образуется при сжигании 480 г угля?
  8. Какой объем кислорода выделится при разложении электрическим током 100г воды?
  9. Какой объем азота образуется при взрыве 1 г йодистого азота:
  1. Сколько граммов оксида серы (ІV) образуется при сжигании 12,8 серы?
  2. Какая масса оксида магния образовались при сжигании в кислороде 6 г магниевой стружки?
  3. Сколько граммов воды образуется при сжигании в кислороде 9 г водорода?
  1. Сколько граммов алюминия надо взять для получения 30,6 г оксида алюминия?
  1. Сколько граммов лития необходимо сжечь в кислороде для получения 15 г оксида лития?
  2. Сколько граммов хлорида натрия образуется при сжигании в хлоре 11,5г натрия?
  1. Сколько молей железа необходимо взять для получения 32,5 г хлорида железа (ІІІ)?
  1. Сколько граммов алюминия необходимо взять для получения 80,1 г хлорида алюминия?
  1. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция?
  1. Сколько граммов хлорида алюминия образуется при сгорании в хлоре 10,8 г алюминиевой фольги?

Расчеты по химическим уравнением

Разделы: Химия

Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
  • продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
  • воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Ход и содержание урока

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

а) уравнения реакций соединения

б) уравнения реакций замещения

в) уравнения реакций разложения Слайд 4

  1. Новая тема.

Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.

Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

Найдем молярную массу воды и кислорода:

Запишем уравнение химической реакции:

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ —

стехиометрические соотношения, отображаемые

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

откуда х = 0,25 моль Слайд 7

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г

Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Vm=22,4л/моль Слайд 9

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

откуда х = 0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

Ответ: 5,6 л Слайд 11

III.Закрепление изученного материала.

Задачи для самостоятельного решения:

1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12

Проверим решение задачи 1

M(Fe)=56г/моль,

m(Fe2O3)=, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6г

Проверим решение задачи 2

4.

х моль = 0,07моль,

m (H2O) = ;

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

Ответ: 2,25г Слайд 15

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 — 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Расчеты по химическим уравнениям

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

Масса (m) : г ; кг ; мг

Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль

Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль

Объём (V) : л ; м 3 /кмоль; мл

Молярный объём(Vm) : л/моль ; м 3 /кмоль; мл/ммоль

Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA); 6•1026 ; 6•1020

Урок 8 класса по химии «Расчеты по химическим уравнениям»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Расчеты по химическим уравнениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
raschety_po_himicheskim_urovneniyam.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям.

Программа по химии для общеобразовательных учреждений. Авторы: Е.Е. Минченков, А.А. Журин, Т.В. Смирнова. 8 класс.

Тип урока: УФНЗ и У

Основная дидактическая ц ель: обеспечить в ходе урока формирование знаний об информации, которую
несет уравнение химической реакции, а также умение производить расчеты по уравнениям химических
реакций.

О способах решения задач по уравнениям химических реакций

О понятиях: атом,
относительная атомная

масса, химический элемент
относительная молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газа

Производить расчеты по
уравнениям химических реакций

Составлять уравнения
химических реакций

Наглядность: Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева.

Литература: Учебник Е.Е. Минченкова, настольная книга учителя.

  1. Организационный

Здравствуйте садитесь!
Кого сегодня нет? Спасибо. У всех есть ручка, карандаш?

отсутствующих, проверяет наличие
школьных

принадлежностей
у учеников.

  1. Проверка домашнего задания

Сейчас покажите, как вы выполнили свое домашнее
задание. Открываем тетради (прохожу по рядам,
смотрю наличие д/з в тетрадях)

Проверяет наличие
д/з в тетрадях

Показывают
выполненное д/з

  1. Актуализация и
    коррекция опорных
    знаний и умений

Сейчас немного освежим в памяти понятия, которые
мы уже изучили с вами на предыдущих уроках. Итак,
дайте мне определения понятий: Относительная
атомная масса, Количество вещества, Моль,

Малярная масса, Малярный объем газа.

Относительная атомная масса — величина, показывающая во сколько раз масса данного атома больше принятого в физике и химии эталона.

Количество вещества — физическая величина,
характеризующая порцию вещества численностью его структурных единиц.

Моль — количество вещества, составленное из 6 * 1О 23 его структурных частиц.

Молярная масса- величина, получаемая при делении массы на количество вещества в той же порции. М=m/n

Молярный объём газа — величина, полученная при
делении объёма данной порции газа на количество вещества в той же порции газа Vm= V/ n
Хорошо, молодцы. Эти понятия нам понадобятся как
на сегодняшнем уроке, так и на всех остальных,
поэтому их надо знать.

Просит учеников
дать определения
понятий

  1. Сообщение
    темы, цели урока и
    мотивация учебной
    деятельности

Теперь записываем тему сегодняшнего урока.

Тема: Расчеты по уравнениям химических реакций.

Цель урока: Научиться решать задачи по уравнениям химических реакций.

Мотивация: Из уравнения химических реакций
можно получиться много полезных данных, которые
могут помочь нам производить различные расчеты.
Чтобы провести химическую реакцию, надо представлять, сколько потребуется количества
исходных веществ. Для этого нужно уметь составлять уравнения химических реакций и
производить по ним расчёты.

Диктует тему и цель урока,

объясняет значимость новой темы

и цель урока,
слушают учителя

  1. Восприятие и
    первичное

осознание нового
материала

Для того, чтобы вы могли самостоятельно решать
задачи такого типа. составим с вами алгоритм их решения:

(записывайте в тетрадях)

1) Записываем краткое условие задачи

2) Записываем уравнение химической реакции

3) Определяем отношение количеств реагирующих веществ

4) Над формулами веществ записываем исходные данные

5) Составляем пропорцию, находим то, что необходимо найти

6) Проверяем получившийся ответ

7) Записываем ответ задачи

Нам надо понять, какую информацию несет данное
уравнение химической реакции. Для этого под
формулами веществ запишем все данные, которые мы
можем извлечь. Данные, которые мы узнаем из
таблиц, можно считать дополнительными данными
задачи.

Начнем с количества вещества,
участвующего в реакции; А r или М r ; М; m вещества; Vm; V.

Все, что мы определили с вами, мы можем использовать при решении задач.

Следует также понять такое свойство уравнения:
равенство не нарушается при умножении или
делении обеих частей на одно и то же число.

То есть: по уравнению реакции 2 моль цинка реагирует с 1 моль кислорода. и в результате образуется 2 моль оксида цинка. Если взять вдвое больше цинка, то и кислорода израсходуется вдвое больше, и оксида цинка образуется тоже вдвое больше. Также будет и в том случае, если взять цинка вдвое меньше.
Теперь попробуйте извлечь информацию из
следующего уравнения: (вызываю ученика к доске)
2Na+Cl 2 =2NaCl

А если я возьму 6 моль Nа, сколько тогда мне надо
взять Сl 2 и сколько образуется NaCl? Ответ:
6Na+3Cl 2 =6NaCl

алгоритм решения
задач этого типа. Вместе с учениками определяют какую информацию несет
уравнение реакции; объясняет, как находить данные; предлагает классу сделать аналогичное задание с другим уравнением помогает им; показывает
решение конкретной задачи

Записывают алгоритм решения задач в тетрадях.

Вместе с учителем определяют
информацию,
которую несет
уравнение

пытаются самостоятельно
выполнить аналогичное задание,

записывают решение конкретной задачи; задают вопросы

  1. Первичное обобщение и систематизация знаний

Теперь приступим к решению конкретных задач. Сегодня на уроке мы разберем первый тип расчетных задач — определение кол-ва вещества, участвующего в реакции.

Записываем условие задачи:

В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Оформляем задачу; (записываем краткое условие). Записываем уравнение реакции.

Вопрос: Как вы думаете, требуются ли для решения задачи какие-либо дополнительные данные или достаточно уравнения?

Ответ: Приведенных в уравнении данных достаточно, так как коэффициенты показывают кол-ва веществ, принимающих участие в данном процессе.

Кол-во вещества кислорода будет во столько раз меньше 1 моль, во сколько раз 0,1моль цинка меньше 2 моль. Также и с оксидом цинка. Следует, что отношение 0,1:2 будет равно отношению х:1, т.е.

записываем пропорцию. Использую свойства пропорции, полу чаем х.

Теперь проведем проверку ответа, подставляем полученные данные. Видим, что соотношение кол-в вещ-в по уравнению и полученных в результате расчетов равны. Задача решена правильно. Записываем ответ.

Показывает
решение конкретной задачи

Записывают решение конкретной задачи; задают вопросы.

  1. Первичное
    применение, приобретенных
    знаний и умений

Сейчас решим задачу. Лена, иди к доске.
Условие: При взаимодействии алюминия с серой
образовалось 0,6 моль А1 2 S 3 . Сколько моль серы и
алюминия провзаимодействовали?
2Аl +3S = А1 2 S 3 (1,2 моль А1 и 1,8 моль S)
Составить формулу А1 2 S 3 , нужны ли коэффициенты?

Помогает решать задачу

Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадях

  1. Рефлексивно-оценочный

Итак, целью сегодняшнего урока было: научиться решать задачи по уравнениям химических реакций. Как вы думаете, мы выполнили цель?
Давайте еще раз проговорим алгоритм решения
задач. Оценить работу у доски.

Спрашивает алгоритм решения задач

Отвечают на вопросы учителя

  1. Домашнее задание

Открываем дневники и записываем д/з на следующий урок: стр. 48, упр. 1,2 (писм.)

  1. Организованное окончание урока

У вас есть вопросы? Если вопрос нет, все могут быть свободны. До свидания.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/612236

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2019/06/06/urok-8-klassa-po-himii-raschety-po-himicheskim-uravneniyam