Задачи на уравнения гармонических колебаний. (9 кл)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Задачи на уравнения гармонических колебаний. (9 кл)
Задача 1. Напишите уравнения гармонических колебаний, если частота равна 0,5 Гц, а амплитуда 80 см.
Задача 2. Напишите уравнение гармонических колебаний, если за 1 мин совершается 60 колебаний. Амплитуда равна 8 см.
Задача 3. Напишите закон гармонических колебаний для точки, если амплитуда ее колебаний 5 см, а период колебаний 1 с.
Задача 4. Материальная точка совершает гармонические колебания, период которых 0,2 с, амплитуда 0,04 м, а начальная фаза . Запишите уравнение этих колебаний, если в начальный момент времени отклонение точки максимально.
Задача 5. Запишите закон движения материальной точки, если известно, что за промежуток времени 1 мин она совершила 90 колебаний с амплитудой 5 см, а в начальный момент времени (t 0 =0) двигалась в положительном направлении оси Ох, и ее смещение составляло х 0 =2 см.
Задача 6. По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду, период и частоту колебаний. Написать уравнение гармонических колебаний (используя cos).
Задача 7. По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду, период и частоту колебаний. Написать уравнение гармонических колебаний (используя sin).
Уравнение гармонических колебаний (задачи)
Задачи на уравнение гармонических колебаний можно определить по наличию переменных в дано, входящих в само уравнение:
- текущая координата, скорость и ускорение тела
- амплитуда колебания, амплитуда скорости и ускорения,
- максимальное отклонение от положения равновесия, максимальная скорость и ускорение,
- циклическая частота колебания, период и частота колебания,
- начальная фаза, фаза колебания.
Таким образом, работа с подобными задачами сводится или к анализу представленного уравнения (т.е. поиску численных значений величин) или составления подобного уравнения по представленным значениям параметров.
Урок решения задач по теме «Гармонические колебания». 11-й класс
Разделы: Физика
Класс: 11
Цели урока:
- Образовательная:научить решать задачи по теме «Гармонические колебания».
- Развивающая:развить навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Воспитательная: развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, Презентация.
I. Повторение пройденного материала
(Проводится фронтальный опрос обучающихся)
- Что такое период (определение, единица измерения, формула)
- Что такое частота (определение, единица измерения, формула)
- Период математического и пружинного маятника (как извлечь из под корня искомую величину?)
II. Решение задач.
Алгоритм решения задач
1. Внимательно прочитать условие задачи и увидеть мысленным взором конкретную ситуацию, представленную в задаче.
2. Записать кратко условие задачи, перейти, если необходимо в систему СИ.
3. (А вот теперь!) Проанализировать условие задачи на предмет, что известно в задаче и что надо найти.
4. Составить систему уравнений и решить ее относительно неизвестных.
5. Вывести размерность в полученных формулах, сделать расчет ответов.
6. Проанализировать ответы (эта часть решения задачи хоть и заключительная, но не самая легкая: необходимо рассмотреть, для каких случаев работает полученная формула, когда ответ не имеет физического смысла и реален ли полученный численный ответ).
Задачи.
Первый маятник Фуко (1891, Париж) имел период колебаний 16 с. Определите длину маятника. Примите g = 9,8 м/с 2 .
Определите по графику (рис. 1) период, частоту и амплитуду колебаний. Напишите уравнение гармонических колебаний.
III. Эксперимент «Определение жёсткости пружины» (мини-лабораторная работа)
Оборудование: штатив, пружина, металлический цилиндр, часы
Ход работы:
1. Определяем время 20 колебаний.
2. Находим период.
3. Масса груза известна.
4. Из формулы периода маятника на пружине находи жёсткость.
5. Результаты измерений и расчётов заносим в таблицу.
N | t, с | T, с | m, кг | k, Н/м |
IV. Проверочная работа
Работа проводится по вариантам. Для того, чтобы обучающиеся смогли сразу узнать результат своей работы, нужно использовать копировальную бумагу. Один экземпляр сдаётся учителю, а другой остаётся у обучающегося. Учитель озвучивает правильные результаты и обучающиеся выставляют себе отметку за проверочную работу.
Задание
Частота колебаний источника (маятника),
Гц
Период колебаний источника,
с
Длина нити,
м
Масса груза,
кг
Жесткость пружины, Н/м
2
Ответы
Частота колебаний источника (маятника),
Гц
Период колебаний источника,
с
Длина нити,
м
Масса груза,
кг
Жесткость пружины, Н/м
1
V. Рефлексия
(Обучающиеся отвечают письменно на вопросы рефлексии.)
- Что заинтересовало вас на уроке больше всего?
- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
- Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
- Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке?
VI. Домашнее задание
Решить № 429, 430 из сборника задач по физике 9-11 класс А.П. Рымкевич.
http://www.abitur.by/fizika/zadachi-po-fizike/uravnenie-garmonicheskix-kolebanij-zadachi/
http://urok.1sept.ru/articles/654293