Задание головоломка по теме ионные уравнения

Реакции ионного обмена. Карточки-задания и алгоритм составления ионных уравнений

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Карточки-задания на составление ионных уравнений реакций

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1 .

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1.

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1.

Реакции ионного обмена. Условия протекания.

Реакции ионного обмена – это реакции между ионами, образовавшимися в результате диссоциации электролитов.

Реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:

Если образуется осадок  (нерастворимое в воде вещество):

NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3

Если образуется газообразное вещество  :

2 Na + + C O 3 2- + 2Н + + 2С l — = 2 Na + + 2 Cl — + Н 2 O + СО2

Если в растворах нет таких ионов, которые могут связываться между собой с образованием осадка, газа, или воды Н 2 O , то реакция является обратимой.

Составление ионных уравнений.

Простые вещества, оксиды, нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

Алгоритм составления ионного уравнения реакции.

Записать молекулярное уравнение реакции. Расставить коэффициенты.

С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества

Составить полное ионное уравнение, записывая растворимые в воде вещества в виде ионов, а нерастворимые вещества, газообразные вещества и воду в виде молекул.

Составить сокращённое ионное уравнение, найдя одинаковые ионы в уравнении слева и справа и сократив их.

3 Na ОН + FeCl 3 = Fe (ОН) 3  + 3 NaCl

3 Na ОН + FeCl 3 = Fe (ОН) 3  + 3 NaCl

3 Na + +3ОН — + Fe 3+ +3 Cl — = Fe (ОН) 3  + 3 Na + +3 Cl —

3ОН — + Fe 3+ = Fe (ОН) 3

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 571 913 материалов в базе

Другие материалы

  • 28.08.2016
  • 1034
  • 2
  • 28.08.2016
  • 2360
  • 22
  • 27.08.2016
  • 2354
  • 14
  • 27.08.2016
  • 645
  • 0
  • 26.08.2016
  • 455
  • 0
  • 26.08.2016
  • 563
  • 4
  • 26.08.2016
  • 1074
  • 4

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 28.08.2016 24213
  • DOCX 19.9 кбайт
  • 690 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гуторова Наталья Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 5 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 39071
  • Всего материалов: 11

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Практическое занятие № 3. «Решение экспериментальных задач по теме: «»Реакция ионного обмена»

Практическое занятие № 3. Решение экспериментальных задач по теме: «Реакция ионного обмена»

Учебная цель: совершенствовать навыки составления уравнений химических реакций, определять тип реакции, возможность протекания реакции ионного обмена.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Обучающийся должен знать:

— признаки реакций ионного обмена;

Обучающийся должен уметь:

— составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, возможность протекания реакции ионного обмена.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 3. «Решение экспериментальных задач по теме: «»Реакция ионного обмена»»

Практическое занятие № 3.
Решение экспериментальных задач по теме: «Реакция ионного обмена»

Учебная цель: совершенствовать навыки составления уравнений химических реакций, определять тип реакции, возможность протекания реакции ионного обмена.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Обучающийся должен знать:

— признаки реакций ионного обмена;

Обучающийся должен уметь:

— составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, возможность протекания реакции ионного обмена.

Задачи практического занятия:

1. Закрепить теоретические знания о химических реакциях.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить практические задачи.

4. Ответить на вопросы для контроля.

Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.  М.: Академия, 2015.  256 с.

Периодическая система химических элементов им. Д.И. Менделеева.

Таблица растворимости (приложение 3).

Тетрадь для практических и контрольных работ.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Ионы  это заряженные атомы или группа атомов, которая в ходе химической реакции потеряла или приобрела электроны. Они составляют внешние слои атома и могут теряться из-за низкой силы притяжения ядра. Тогда результатом отсоединения электрона является положительный ион. Также если атом имеет сильный ядерный заряд и узкую электронную оболочку, ядро является акцептором дополнительных электронов. В результате этого образуется отрицательная ионная частица.

Атомы, присоединившие чужие электроны, превращаются в отрицательные ионы, или анионы. Атомы, отдавшие свои электроны, превращаются в положительные ионы, или катионы. Понятно, что между катионами и анионами возникают силы электростатического притяжения, которые и будут удерживать их друг около друга, осуществляя тем самым ионную химическую связь.

Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называют неэлектролитами.

Процесс распада вещества на ионы называют электролитической диссоциацией.

Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называют электролитами.

Кислоты это электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка:

Основания это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы гидроксогрупп:

Соли это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотного остатка:

Реакции, протекающие в растворах между электролитами, называются реакциями ионного обмена (реакции ионного обмена – это реакции между ионами, образовавшимися в результате диссоциации электролитов).

Реакции обмена в растворах электролитов протекают в направлении связывания ионов.

Для составления уравнений реакций ионного обмена необходимо помнить следующее:

1. Диссоциации не подвергаются: оксиды, газообразные вещества, вода, нерастворимые в воде соединения.

2. Реакция ионного обмена идет до конца, если образуется: газ, осадок, вода.

Если в растворах нет таких ионов, которые могут связываться между собой с образованием осадка, газа или воды, то реакция является обратимой, например, при взаимодействии растворов хлорида калия и нитрата натрия не происходит связывания ионов:

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

Что называется: а) ионами, б) катионами, в) анионами?

Какие ионы находятся в водных растворах: а) оснований,
б) кислот, в) солей?

Дайте определение основаниям, кислотам и солям с точки зрения теории электролитической диссоциации?

Задания для практического занятия:

Решить предложенные задачи.

Правильно оформить их в тетрадь для практических и контрольных работ.

Ответить на вопросы для контроля.

Отчитаться о выполненной работе преподавателю.

Написать молекулярные и ионные уравнения реакций, назвать тип реакции:

Образец решения задания № 1

Написать молекулярные и ионные уравнения реакций, назвать тип реакции:

1) Записывают уравнение в молекулярном виде и расставляют коэффициенты:

На этом шаге надо обратить внимание на 2 момента:

— составление формул продукта реакции только по валентности. Можно воспользоваться таблицей растворимости (приложение 3)  заряд иона по модулю равен валентности иона.

— расстановка коэффициентов (число атомов одного и того же элемента справа и слева должно быть одинаково).

2) Записывают уравнение в ионном виде.

Для этого необходимо посмотреть в таблицу растворимости. Если вещество растворимо  его записывают в виде ионов (на пересечение которых смотрели, чтобы определить растворимо ли вещество). Если вещество нерастворимо  записывают в молекулярном виде:

Хлорид бария  растворим, значит записываем его в виде ионов бария и хлора. При этом необходимо помнить о коэффициентах и индексах. (например, BaCl2 состоит из бария и 2-х хлоров, поэтому индекс «2» мы будем ставить перед анионами хлора):

Смотрим на растворимость серной кислоты  растворима, записываем в виде протонов водорода и сульфат-анионов (т.к. в серной кислоте 2 атома водорода, значит при её диссоциации образуется 2 протона):

Ва 2+ + 2Сl  + 2H + + SO4 2-

Далее переходим к продуктам реакции и снова смотрим, растворимы ли они. Сульфат бария  не растворим, значит его мы записываем в молекулярном виде:

Ва 2+ + 2Сl  + 2H + + SO4 2-  BaSO4

Соляная кислота: растворима, записываем в виде ионов. Т.к. перед формулой стоит коэффициент «2»  мы ставим его и перед ионами:

Ва 2+ + 2Сl  + 2H + + SO4 2-  BaSO4  + 2H + + 2Cl 

Таким образом, появилась 2 строчка  уравнение в ионном виде.

3) Составляем уравнение в сокращённом ионном виде.

Для этого мы вычёркиваем те ионы, которые повторяются слева и справа (т.е. не участвуют в реакции):

Ва 2+ + 2Сl  + 2H + + SO4 2-  BaSO4  + 2H + + 2Cl 

Оставшиеся частицы переписываем. Это и будет сокращённым ионным уравнением.

Таким образом, мы видим, что в результате взаимодействия катионов бария с сульфат-анионами образуется нерастворимое в воде соединение  сульфат бария (осадок белого цвета):

Ba 2+ + 2Cl — + 2Н + + SO4 2-  BaSO4  + 2Н + + 2Cl 

Тип реакции  реакция обмена с образованием нерастворимого соединения (сульфат бария BaSO4).

Напишите полные ионные и молекулярные уравнения реакций, назвать тип реакции:

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА»

Определите, может ли осуществляться взаимодействие между растворами следующих веществ: гидроксид калия и хлорид аммония., записать реакции в молекулярном, полном, кратком ионном виде:

— Составляем химические формулы веществ по их названиям, используя валентности и записываем РИО в молекулярном виде (проверяем растворимость веществ по ТР):

KOH + NH 4 Cl = KCl + NH 4 OH

так как NH 4 OH неустойчивое вещество и разлагается на воду и газ NH 3 уравнение РИО примет окончательный вид

KOH (p) + NH 4 Cl (p) = KCl (p) + NH 3 ↑+ H 2 O

-Cоставляем полное ионное уравнение РИО, используя ТР (не забывайте в правом верхнем углу записывать заряд иона):

K + + OH — + NH 4 + + Cl — = K + + Cl — + NH 3 ↑+ H 2 O

— Cоставляем краткое ионное уравнение РИО, вычёркивая одинаковые ионы до и после реакции:

OH — + NH 4 + = NH 3 ↑+ H 2 O

Взаимодействие между растворами следующих веществ может осуществляться, так как продуктами данной РИО являются газ (NH 3 ↑) и малодиссоциирующее вещество вода (H 2 O).

Подберите вещества, взаимодействие между которыми в водных растворах выражается следующими сокращёнными уравнениями. Составьте соответствующие молекулярное и полное ионное уравнения.

— Используя ТР подбираем реагенты — растворимые в воде вещества, содержащие ионы 2H + и CO 3 2- .

Например, кислота — H 2 SO 4 (p) и соль -K 2 CO 3 (p).

— Составляем молекулярное уравнение РИО:

так как угольная кислота – неустойчивое вещество, она разлагается на углекислый газ CO 2 ↑ и воду H 2 O:

H 2 SO 4 (p) +K 2 CO 3 (p) ->K 2 SO 4 (p) + CO 2 ↑ + H 2 O

— Составляем полное ионное уравнение РИО:

2H + + SO 4 2- + 2 K + + CO 3 2- -> 2 K + + SO 4 2- + CO 2 ↑ + H 2 O

-Составляем краткое ионное уравнение РИО:

2H + + CO 3 2- = CO 2 ↑ + H 2 O

— Делаем вывод:

В конечном итоге мы получили искомое сокращённое ионное уравнение, следовательно, задание выполнено верно.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1

Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!

Задание №2

Посмотрите следующий эксперимент

Составьте уравнение реакции ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде для наблюдаемых химических процессов.

Задание №3

Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!


источники:

http://multiurok.ru/files/prakticheskoe-zaniatie-3-reshenie-eksperimentalnyk.html

http://www.sites.google.com/site/himulacom/%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-10-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0