Задания на тему уравнение окружности

Решение задач по теме: «Уравнение окружностей»

Разделы: Математика

За неделю до проведения урока класс делится на четыре группы. Каждая готовит презентацию, отражающую название команды.

1. Образовательные:

  • систематизация знаний, умений и навыков по теме “Метод координат”,
  • совершенствование навыков решения задач.
  • 2. Развивающие:

  • развитие математически грамотной речи,
  • логического мышления,
  • культуры диалога.
  • 3. Воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность,
  • культуру общения,
  • культуру диалога.
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    В начале урока выдается командам оценочный лист ( Приложение 1 ) с целью самостоятельной оценки учащимися степени участия каждого члена команды в подготовке к уроку и его проведении.

    Рассказываются правила урока. За каждое правильное решение команде выдается лепесток определенного цвета:

    все ответы верные – красный;
    одна ошибка – зеленый;
    две ошибки – жёлтый.

    Лепестки крепятся на магнитную доску, образуя цветок.

    Итоговая оценка выставляется с учетом этого бланка, а также учитывается количество и цвет набранных командой лепестков в цветке на доске.

    2. Знакомство с командами (представление презентаций, Приложение 2 ).

    3. Актуализация знаний учащихся.

    – На последних уроках геометрии мы познакомились с еще одним способом решения задач МЕТОДОМ КООРДИНАТ.

    Задавая фигуры уравнением и выражая в координатах геометрические соотношения, мы применяем алгебру к геометрии. Так мы поступили, когда выразили через координаты основную геометрическую величину – расстояние между точками, а затем, когда вывели уравнение окружности и прямой.

    Пользуясь координатами, можно истолковывать уравнения и неравенства геометрически и таким образом применять геометрию к алгебре и анализу. Графическое изображение функций – первый пример такого применения метода координат

    Метод координат в соединении с алгеброй составляет раздел геометрии, называемый “Аналитической геометрией”.

    Сегодня я предлагаю еще раз поговорить об уравнении окружности и проследить, как алгебра помогает в решении геометрических задач.

    4. Разминка.

    – На доске записан ряд уравнений. Какие фигуры они задают?

    Команды получают карточки с заданием. Время обдумывания 2мин.

    По истечению времени идет опрос команд по очереди.

    1 7.
    2.8.
    3. 9.
    4. 10.
    5. 11.
    6. 12.

    Последнее уравнение вызывает сомнения т.к. ранее не встречалось в таком виде.

    Учитель показывает как, выделив полный квадрат, получить уравнение окружности.

    Оценить результат работы команд.

    Выясните, будет ли данные уравнения задавать окружность, если да, то укажите радиус и координаты центра. Если нет, то почему?

    Каждая из команд получают свою карточку. Время 7 минут.

    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    1. 1.
    2 2
    3 3

    Последние уравнение в каждой карточке не задает окружность, и учащиеся поясняют почему. Оценить ответы.

    1. Как могут взаимораспологаться две окружности? Дается время(3 мин.). Предлогается ребятам нарисовать различные варианты на ватмане и показать рисунки. После демонстрации и обсуждения всевозможных вариантов Предлогается следующая задача.

    2. Как взаиморасположены линии заданные уравнениями?

    и

    Изобразите ответ на обратной стороне ватмана (на нем, заранее, нанесена система координат.)

    Ответ:

    O

    Значит: первая внутри второй.

    Результат этого задания оценивается следующим образом:

    Команда, выполнившая первая – красный; вторая – зеленый; третья – желтый

    После подведения итогов предлагается задача общая для всех команд.

    Командам выдается карточка с кратким описанием условия. Текст задачи зачитывается.

    Окружность задана уравнением .

    Точка с координатами (5;4) является центром другой окружности касающейся первой внешним образом. Напишите уравнение этой окружности.

    Вопросы для обсуждения:

    -Поможет ли рисунок в решении задачи?

    -Что можно узнать из уравнения первой окружности?

    -Что надо знать, чтобы записать уравнение второй окружности?

    -Как можно узнать радиус второй окружности?

    Ответ:

    Перед следующим заданием полезно повторить:

    Какая окружность называется описанной около треугольника?

    Что значит, точка принадлежит графику уравнения?

    Что необходимо знать для написания уравнения окружности?

    Написать уравнение окружности описанной около треугольника с заданными координатами вершин.

    Какие, алгебраические, приемы могут быть использованы для решения поставленной задачи? (составление систем уравнений и приемы их решения).

    3. С (3;-7)4. В (1;-4)
    Д (8;-2)К (4;5)
    К (6;2)Д (3;-2)
    1. 2.
    3. 4.

    Следующую задачу решает учитель.

    Задача: Что представляет собой множество точек плоскости, отношение расстояний от которых до двух данных точек есть величина постоянная?

    Решение: Впервые эту задачу сформулировал и решил Аполлоний Пергский, (260-170 гг. до н.э.)

    Решение получилось очень сложное – поскольку применены геометрические приемы. Однако в работах французского математика Рене Декарта эта задача решена более элегантно. Декарт применил метод координат.

    Я предлагаю посмотреть на это решение. Итак, пусть даны две точки ,А и В и некоторое положительное число k, равное отношению расстояний до точки М.

    1случай. Если k=1,тогда множество точек М есть серединный перпендикуляр к отрезку АВ.

    2 случай. Пусть k целое не отрицательное число не равное 1

    Для удобства решения возьмем k=2 , т.е. МА: МВ=2.

    Введем систему прямоугольных координат. Совместим начало отсчета с точкой В. В качестве положительной полуоси x возьмем луч ВА. (рис.2)

    Тогда получим следующие координаты точек: В(0,0), А(a,0), М(x,y). Пусть a=3 опять для простоты рассуждений.

    Тогда, пользуясь формулами расстояния между двумя точками, запишем:

    Получили уравнение окружности с центром в точке (-1;0) и радиусом r=2.

    Значение радиуса не случайно вспомним, что мы выбрали k=2.

    Решая задачу в общем виде т.е. при условии ,что точка А имеет координаты (a;0) и k1 получим уравнение окружности в виде

    .

    Такая окружность называется окружностью Апполония.

    Подводится итог урока. Выставляются оценки.

    Решение задач по теме «УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ»

    В презентации к уроку геометрии для 9 класса представлены задачи по теме «Уравнение окружности».

    Просмотр содержимого документа
    «Решение задач по теме «УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ»»

    Определите по уравнению окружности координаты ее центра и радиус :

    А) (Х+2)² + ( У – 5)² = 49

    Б) (Х+7)² + ( У + 1)² = 36

    Ответ : О (-7; -1); R= 6

    В) (Х- 6)² + ( У + 15)² = 81

    Ответ : О (6; -15); R= 9

    Ответ : О (0; 9); R= V͞2

    Составьте уравнение окружности, если известны координаты ее центра М и радиус R :

    В) М ( 1; -1) , R = ; = V͞11

    Задание № 2 ( проверка)

    Составьте уравнение окружности с центром в точке М (1; -4), проходящей через точку А(0; 3).

    Составьте уравнение окружности, диаметром которой является отрезок АВ,

    если А( -4; 7), В ( 2; 5 )

    Составьте уравнение окружности, радиусом которой является отрезок КР,

    если К (-2; 3), Р ( 5; — 23)

    Составьте уравнение окружности с центром в точке

    А(-4; 2), которая касается оси ординат.

    Составьте уравнение окружности, проходящей через точку А( 1; -5 ), центр которой принадлежит оси абсцисс, а радиус равен 13.

    Докажите, что данное уравнение является уравнением окружности, и укажите координаты центра и радиус этой окружности:

    А) Х² + У² + 6х – 14у – 5 = 0;

    Найдите координаты центра и радиус окружности ,заданной уравнением

    Х² + У² — 18х +2у + 50 = 0. Определите положение точек

    А(5; -1), В(2; 4) и С( 13; — 5 ) относительно этой окружности.

    Задания на тему уравнение окружности

    Решение задач по теме «УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ»

    В презентации к уроку геометрии для 9 класса представлены задачи по теме «Уравнение окружности».

    Просмотр содержимого документа
    «Решение задач по теме «УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ»»

    Определите по уравнению окружности координаты ее центра и радиус :

    А) (Х+2)² + ( У – 5)² = 49

    Б) (Х+7)² + ( У + 1)² = 36

    Ответ : О (-7; -1); R= 6

    В) (Х- 6)² + ( У + 15)² = 81

    Ответ : О (6; -15); R= 9

    Ответ : О (0; 9); R= V͞2

    Составьте уравнение окружности, если известны координаты ее центра М и радиус R :

    В) М ( 1; -1) , R = ; = V͞11

    Задание № 2 ( проверка)

    Составьте уравнение окружности с центром в точке М (1; -4), проходящей через точку А(0; 3).

    Составьте уравнение окружности, диаметром которой является отрезок АВ,

    если А( -4; 7), В ( 2; 5 )

    Составьте уравнение окружности, радиусом которой является отрезок КР,

    если К (-2; 3), Р ( 5; — 23)

    Составьте уравнение окружности с центром в точке

    А(-4; 2), которая касается оси ординат.

    Составьте уравнение окружности, проходящей через точку А( 1; -5 ), центр которой принадлежит оси абсцисс, а радиус равен 13.

    Докажите, что данное уравнение является уравнением окружности, и укажите координаты центра и радиус этой окружности:

    А) Х² + У² + 6х – 14у – 5 = 0;

    Найдите координаты центра и радиус окружности ,заданной уравнением

    Х² + У² — 18х +2у + 50 = 0. Определите положение точек

    А(5; -1), В(2; 4) и С( 13; — 5 ) относительно этой окружности.

    Решение задач по теме: «Уравнение окружностей»

    Разделы: Математика

    За неделю до проведения урока класс делится на четыре группы. Каждая готовит презентацию, отражающую название команды.

    1. Образовательные:

  • систематизация знаний, умений и навыков по теме “Метод координат”,
  • совершенствование навыков решения задач.
  • 2. Развивающие:

  • развитие математически грамотной речи,
  • логического мышления,
  • культуры диалога.
  • 3. Воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность,
  • культуру общения,
  • культуру диалога.
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    В начале урока выдается командам оценочный лист ( Приложение 1 ) с целью самостоятельной оценки учащимися степени участия каждого члена команды в подготовке к уроку и его проведении.

    Рассказываются правила урока. За каждое правильное решение команде выдается лепесток определенного цвета:

    все ответы верные – красный;
    одна ошибка – зеленый;
    две ошибки – жёлтый.

    Лепестки крепятся на магнитную доску, образуя цветок.

    Итоговая оценка выставляется с учетом этого бланка, а также учитывается количество и цвет набранных командой лепестков в цветке на доске.

    2. Знакомство с командами (представление презентаций, Приложение 2 ).

    3. Актуализация знаний учащихся.

    – На последних уроках геометрии мы познакомились с еще одним способом решения задач МЕТОДОМ КООРДИНАТ.

    Задавая фигуры уравнением и выражая в координатах геометрические соотношения, мы применяем алгебру к геометрии. Так мы поступили, когда выразили через координаты основную геометрическую величину – расстояние между точками, а затем, когда вывели уравнение окружности и прямой.

    Пользуясь координатами, можно истолковывать уравнения и неравенства геометрически и таким образом применять геометрию к алгебре и анализу. Графическое изображение функций – первый пример такого применения метода координат

    Метод координат в соединении с алгеброй составляет раздел геометрии, называемый “Аналитической геометрией”.

    Сегодня я предлагаю еще раз поговорить об уравнении окружности и проследить, как алгебра помогает в решении геометрических задач.

    4. Разминка.

    – На доске записан ряд уравнений. Какие фигуры они задают?

    Команды получают карточки с заданием. Время обдумывания 2мин.

    По истечению времени идет опрос команд по очереди.

    1 7.
    2.8.
    3. 9.
    4. 10.
    5. 11.
    6. 12.

    Последнее уравнение вызывает сомнения т.к. ранее не встречалось в таком виде.

    Учитель показывает как, выделив полный квадрат, получить уравнение окружности.

    Оценить результат работы команд.

    Выясните, будет ли данные уравнения задавать окружность, если да, то укажите радиус и координаты центра. Если нет, то почему?

    Каждая из команд получают свою карточку. Время 7 минут.

    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    1. 1.
    2 2
    3 3

    Последние уравнение в каждой карточке не задает окружность, и учащиеся поясняют почему. Оценить ответы.

    1. Как могут взаимораспологаться две окружности? Дается время(3 мин.). Предлогается ребятам нарисовать различные варианты на ватмане и показать рисунки. После демонстрации и обсуждения всевозможных вариантов Предлогается следующая задача.

    2. Как взаиморасположены линии заданные уравнениями?

    и

    Изобразите ответ на обратной стороне ватмана (на нем, заранее, нанесена система координат.)

    Ответ:

    O

    Значит: первая внутри второй.

    Результат этого задания оценивается следующим образом:

    Команда, выполнившая первая – красный; вторая – зеленый; третья – желтый

    После подведения итогов предлагается задача общая для всех команд.

    Командам выдается карточка с кратким описанием условия. Текст задачи зачитывается.

    Окружность задана уравнением .

    Точка с координатами (5;4) является центром другой окружности касающейся первой внешним образом. Напишите уравнение этой окружности.

    Вопросы для обсуждения:

    -Поможет ли рисунок в решении задачи?

    -Что можно узнать из уравнения первой окружности?

    -Что надо знать, чтобы записать уравнение второй окружности?

    -Как можно узнать радиус второй окружности?

    Ответ:

    Перед следующим заданием полезно повторить:

    Какая окружность называется описанной около треугольника?

    Что значит, точка принадлежит графику уравнения?

    Что необходимо знать для написания уравнения окружности?

    Написать уравнение окружности описанной около треугольника с заданными координатами вершин.

    Какие, алгебраические, приемы могут быть использованы для решения поставленной задачи? (составление систем уравнений и приемы их решения).

    3. С (3;-7)4. В (1;-4)
    Д (8;-2)К (4;5)
    К (6;2)Д (3;-2)
    1. 2.
    3. 4.

    Следующую задачу решает учитель.

    Задача: Что представляет собой множество точек плоскости, отношение расстояний от которых до двух данных точек есть величина постоянная?

    Решение: Впервые эту задачу сформулировал и решил Аполлоний Пергский, (260-170 гг. до н.э.)

    Решение получилось очень сложное – поскольку применены геометрические приемы. Однако в работах французского математика Рене Декарта эта задача решена более элегантно. Декарт применил метод координат.

    Я предлагаю посмотреть на это решение. Итак, пусть даны две точки ,А и В и некоторое положительное число k, равное отношению расстояний до точки М.

    1случай. Если k=1,тогда множество точек М есть серединный перпендикуляр к отрезку АВ.

    2 случай. Пусть k целое не отрицательное число не равное 1

    Для удобства решения возьмем k=2 , т.е. МА: МВ=2.

    Введем систему прямоугольных координат. Совместим начало отсчета с точкой В. В качестве положительной полуоси x возьмем луч ВА. (рис.2)

    Тогда получим следующие координаты точек: В(0,0), А(a,0), М(x,y). Пусть a=3 опять для простоты рассуждений.

    Тогда, пользуясь формулами расстояния между двумя точками, запишем:

    Получили уравнение окружности с центром в точке (-1;0) и радиусом r=2.

    Значение радиуса не случайно вспомним, что мы выбрали k=2.

    Решая задачу в общем виде т.е. при условии ,что точка А имеет координаты (a;0) и k1 получим уравнение окружности в виде

    .

    Такая окружность называется окружностью Апполония.

    Подводится итог урока. Выставляются оценки.

    Самостоятельная работа по теме «Уравнение окружности» (9 класс)

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Управление общеобразовательной организацией:
    новые тенденции и современные технологии»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Геометрия 9 класс

    Самостоятельная работа по теме:

    «Уравнение окружности»

    Начертите окружности, заданные уравнениями:

    Как расположены точки А (1; -2), В (4; 6) относительно окружности ( х – 4) 2 + ( у – 1) 2 = 25.

    Напишите уравнение окружности с центром в точке С (-5; 2), радиусом 4 ед.

    Напишите уравнение окружности с центром в точке В (3; -2), проходящей через точку А (-1; -4)

    Напишите уравнение окружности с диаметром MN , если М (-2; 1), N (4; -5).

    Геометрия 9 класс

    Самостоятельная работа по теме:

    Начертите окружности, заданные уравнениями:

    Как расположены точки А (-2; 6), В (-6; 4) относительно окружности ( х + 2) 2 + ( у – 1) 2 = 25.

    Напишите уравнение окружности с центром в точке С (7; -4), радиусом 6 ед.

    Напишите уравнение окружности с центром в точке А (- 4 ; — 2 ) , проходящей через точку В ( -2 ; 1 )

    Напишите уравнение окружности с диаметром MN , если М (-1; -5), N (3; 1).

    Геометрия 9 класс

    Самостоятельная работа по теме:

    Начертите окружности, заданные уравнениями:

    Как расположены точки А (3; -4), В (7; -2) относительно окружности ( х – 4) 2 + ( у + 2) 2 = 9.

    Напишите уравнение окружности с центром в точке С (-3; 2), радиусом 5 ед.

    Напишите уравнение окружности с центром в точке А (0; 2), проходящей через точку В (1; -3)

    Напишите уравнение окружности с диаметром MN , если М (-1; -2), N (5; 4).

    Геометрия 9 класс

    Самостоятельная работа по теме:

    «Уравнение окружности»

    Начертите окружности, заданные уравнениями:

    Как расположены точки А (-5; 1), В (3; -2) относительно окружности ( х + 2) 2 + ( у – 1) 2 = 9.

    Напишите уравнение окружности с центром в точке С (5; -3), радиусом 6 ед.

    Напишите уравнение окружности с центром в точке В (-2; 1), проходящей через точку А (0; -3)

    Напишите уравнение окружности с диаметром MN , если М (-2; -1), N (4; -3).

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 316 человек из 70 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 697 человек из 75 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Дистанционные курсы для педагогов

    Другие материалы

    • 19.08.2016
    • 52471
    • 2435
    • 19.08.2016
    • 2355
    • 15
    • 19.08.2016
    • 632
    • 0
    • 19.08.2016
    • 520
    • 0
    • 19.08.2016
    • 604
    • 0
    • 19.08.2016
    • 738
    • 2
    • 19.08.2016
    • 653
    • 2

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    Настоящий материал опубликован пользователем Дрогина Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На проекте: 7 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 287343
    • Всего материалов: 12

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    530 курсов от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    В местах сдачи ЕГЭ будут применены антиковидные меры

    Время чтения: 1 минута

    В Роспотребнадзоре заявили о широком распространении COVID-19 среди детей

    Время чтения: 1 минута

    В Госдуме призвали обсуждать на школьных уроках тему опасности абортов

    Время чтения: 1 минута

    В России утвердили новые правила аккредитации образовательных учреждений

    Время чтения: 1 минута

    В Китае приняли закон о сокращении нагрузки на школьников

    Время чтения: 1 минута

    Регионы запустили работу по капремонту школ

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    источники:

    http://multiurok.ru/files/rieshieniie-zadach-po-tiemie-uravnieniie-okruzhn-1.html

    http://b4.cooksy.ru/articles/zadaniya-na-temu-uravnenie-okruzhnosti