Задания по ионным уравнениям 9 класс

Контрольная работа по химии для учащихся 9 класса по теме «Реакции ионного обмена»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Контрольная работа по теме «Реакции ионного обмена»

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид хрома ( III ) + нитрат серебра →

2) карбонат натрия + серная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид железа ( III ) + гидроксид натрия →

2) хлорид бария + нитрат серебра →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

2) Fe 3+ и SO 4 2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) сульфид натрия + соляная кислота →

2) гидроксид меди + соляная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) гидроксид кальция + азотная кислота →

2) гидроксид железа ( III )+серная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) S 2- и Na + ; 2) PO 4 3- и Mg 2+; .

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид натрия + нитрат свинца →

2) сульфат железа (III) + хлорид бария →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

2) Fe 3+ и PO 4 3-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид бария + сульфат натрия →

2) нитрат серебра + фосфат калия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

2) Pb 2+ и SO 4 2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Хлорид бария + сульфат марганца →

2) Гидроксид кальция + карбонат натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

хлорид магния + фосфат натрия →

сульфит натрия + нитрат свинца →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

нитрат железа ( III ) + гидроксид калия →

силикат натрия + серная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид цинка + гидроксид натрия →

2) сульфат калия + хлорид бария →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

фосфат натрия + хлорид меди →

хлорид бария + гидроксид калия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) сульфат меди + сульфид калия →

2) нитрат цинка + фосфорная кислота→

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) SO 4 2 — и Zn 2+ ;

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

Азотная кислота + гидроксид меди →

Карбонат кальция + азотная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

2) PO 4 3- и Mn 2+

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) соляная кислота +нитрат серебра →

2) сульфат меди + хлорид калия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

Соляная кислота + гидроксид кальция →

Хлорид алюминия + нитрат серебра →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

2) Ba 2+ и SO 4 2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

Сульфат магния + фторид натрия →

сульфат железа( III ) + гидроксид натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Cu 2+ и SO 4 2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) нитрат бария + сульфат железа( III ) →

2) нитрат цинка + фосфорная кислота→

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Нитрат магния + гидроксид калия →

2) хлорид кальция + фторид натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

хлорид натрия + нитрат серебра →

сульфид натрия + соляная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

Карбонат бария + хлорид калия →

Серная кислота + гидроксид бария →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

2) Al 3+ и PO 4 3-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

Силикат натрия + серная кислота →

Сульфат меди + гидроксид натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Сульфат калия + гидроксид бария →

2) Оксид железа ( III ) + серная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

Сульфит натрия + нитрат свинца →

Серная кислота + гидроксид натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

Карбонат калия + хлорид бария →

Гидроксид натрия + азотная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Гидроксид кальция+ карбонат натрия;

2) Сульфат бария + азотная кислота

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Гидроксид железа ( III )+серная кислота →

2) Нитрат серебра + фосфат натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

2) Ba 2+ и PO 4 3-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Хлорид бария + нитрат серебра →

2) Гидроксид меди + соляная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) NO 3 — и В e 2+ ;

2) Zn 2+ и SO 4 2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Карбонат натрия + серная кислота→

2) Гидроксид калия + хлорид железа ( III ) →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

Краткое описание документа:

Контрольная работа по химии для учащихся 9 класса по теме «Реакции ионного

обмена» разработана для проверки умений обучающихся составлять и уравнивать

уравнения химических реакций. Для каждого учащегося разработано индивидуальное

задание, выполнение которого предполагает самостоятельную работу ученика.

Всего в контрольной работе 28 вариантов разноуровневых заданий.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 920 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 584 956 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

§ 9. Реакции ионного обмена

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 08.02.2020
  • 656
  • 25

  • 07.02.2020
  • 998
  • 115

  • 06.02.2020
  • 669
  • 16

  • 06.02.2020
  • 4399
  • 52

  • 05.02.2020
  • 371
  • 7

  • 05.02.2020
  • 245
  • 4

  • 01.02.2020
  • 209
  • 0

  • 01.02.2020
  • 1957
  • 25

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 08.02.2020 14547
  • DOCX 97 кбайт
  • 251 скачивание
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Голубева Алла Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 4 года и 11 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 19596
  • Всего материалов: 11

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Упражнения по теме «Реакции ионного обмена».

Тренировочные упражнения по химии по теме «Реакции ионного обмена» в 9-м классе.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Реакции ионного обмена».»

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ “РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА”

Составить реакции ионного обмена (записать молекулярное, полное ионное, сокращенное ионное уравнение)

1. — гидроксид натрия + соляная кислота

2. — нитрат серебра (I) + хлорид натрия

3. — сульфат лития + нитрат бария

4. — карбонат калия + серная кислота

5. — фосфат калия + гидроксид лития

6. — гидроксид калия + сульфат меди (II)

7. — фосфат натрия + нитрат лития

8. — серная кислота + карбонат кальция

9. — азотная кислота + гидроксид лития

10. — сульфат алюминия + хлорид бария

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ “РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА”

Составить реакции ионного обмена (записать молекулярное, полное ионное, сокращенное ионное уравнение)

1. — гидроксид натрия + соляная кислота

2. — нитрат серебра (I) + хлорид натрия

3. — сульфат лития + нитрат бария

4. — карбонат калия + серная кислота

5. — фосфат калия + гидроксид лития

6. — гидроксид калия + сульфат меди (II)

7. — фосфат натрия + нитрат лития

8. — серная кислота + карбонат кальция

9. — азотная кислота + гидроксид лития

10. — сульфат алюминия + хлорид бария

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ “РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА”

Составить реакции ионного обмена (записать молекулярное, полное ионное, сокращенное ионное уравнение)

Урок по теме «Реакции ионного обмена». 9-й класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с.

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи:

  • способствовать систематизации понятийного аппарата: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца
    • 5” — обосновать, доказать;
    • 4” — характеризовать, применить;
    • 3” — рассказать;
  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
  • способствовать формированию общеучебных умений:
    • а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
    • б) учебно-информационных (работать с текстом);
    • в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
  • способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);

Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

I. Организационный момент – 1 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация

Фронтальная беседа (3 мин)

    Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
  • Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)
  • На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)
  • Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН -1 групп)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)
  • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н +1 , ОН -1 , Ме +n , кислотный остаток -n )
  • Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)

II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.

Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 2):

Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

  • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)
  • если выделяется газ
  • если образуется вода

В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми

Разберем эти случаи поподробнее (случаи разбираются на слайдах и на доске, проводится фронтальная беседа: почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):

1) Если образуется осадок (слайд 3):

а) CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

б) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl

в) Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3

г) BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4

2) Если выделяется газ (слайд 4):

а) CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 )

б) Na2SO3 + 2HCl 2NaCl + H2SO3 (H2O + SO2 )

в) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

3) Если образуется вода (слайд 5):

а) CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O

б) Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O

в) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

4) Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):

Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях

а) 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl

б) K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

в) CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl

Ионные уравнения (слайды 7, 8, 9):

Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают :

  • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
  • оксиды;
  • воду;
  • газы

1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:

CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:

Cu +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение)

3) Запишем то, что получилось:

Cu +2 + 2OH -1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)

Другие примеры составления ионных уравнений (разбираются с пояснениями):

CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2)

CaCO3 + 2H +1 + 2NO3 -1 Ca +2 + 2NO3 -1 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2

CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

CuS + 2H +1 + 2Cl -1 Cu +2 + 2Cl -1 + H2S

CuS + 2H +1 Cu +2 + H2S

NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

Na +1 + OH -1 + H +1 + NO3 -1 Na +1 + NO3 -1 + H2O

OH -1 + H +1 H2O

K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

3K +1 + PO4 -3 + 3Na +1 + 3Cl -1 3Na +1 + PO4 -3 + 3K +1 + 3Cl -1

Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений

III. Закрепление изученного материала (20 мин)

Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).

Задание 1 (Слайд 10)

Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

Проверка задания 1 (слайды 11, 12).

1) NaOH + HCl NaCl + H2O

Na +1 + OH -1 + H +1 + Cl -1 Na +1 + Cl -1 + H2O

OH -1 + H +1 H2O

2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl

Mg +2 + 2Cl -1 + 2Na +1 + SO3 -2 MgSO3 + 2Na +1 +2Cl -1

Mg +2 + SO3 -2 MgSO3

3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2

2K +1 + SO3 -2 + 2H +1 + 2NO3 -1 2K +1 + 2NO3 -1 + H2O + SO2

SO3 -2 + 2H +1 H2O + SO2

4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4

Zn +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Zn(OH)2

Zn +2 + 2OH -1 Zn(OH)2

5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H +1 + 3NO3 -1 Al +3 + 3NO3 -1 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H +1 Al +3 + 3H2O

6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 + 2Cl -1 Ca +2 + 2Cl -1 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2

Задание 2. (слайд 13):

Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5 дети должны будут сделать дома)

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Проверка задания 2 (слайд 14):

СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2

Задание 3 (слайд 15):

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Проверка задания 3 (слайд 16):

H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O

Задание 4 (слайд 17):

Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

Проверка задания 4 (слайд 18):

Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O

Задание 5 (слайд 19):

Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

Проверка задания 5 (слайд 20):

BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2

IV. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу, а сейчас .

Домашнее задание (слайд 21):

Параграф 4 упр. 1, 2, 3 стр. 22 и . не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.


источники:

http://multiurok.ru/files/uprazhneniia-po-teme-reaktsii-ionnogo-obmena.html

http://urok.1sept.ru/articles/640124