Задания по ионным уравнениям с ответами

Реакции ионного обмена. Карточки-задания и алгоритм составления ионных уравнений

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Карточки-задания на составление ионных уравнений реакций

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1 .

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1.

Закончите уравнения реакций. Составьте полное и сокращенное ионное уравнения этих реакций.

При выполнении задания можно воспользоваться страничкой приложения 1.

Реакции ионного обмена. Условия протекания.

Реакции ионного обмена – это реакции между ионами, образовавшимися в результате диссоциации электролитов.

Реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:

Если образуется осадок  (нерастворимое в воде вещество):

NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3

Если образуется газообразное вещество  :

2 Na + + C O 3 2- + 2Н + + 2С l — = 2 Na + + 2 Cl — + Н 2 O + СО2

Если в растворах нет таких ионов, которые могут связываться между собой с образованием осадка, газа, или воды Н 2 O , то реакция является обратимой.

Составление ионных уравнений.

Простые вещества, оксиды, нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

Алгоритм составления ионного уравнения реакции.

Записать молекулярное уравнение реакции. Расставить коэффициенты.

С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества

Составить полное ионное уравнение, записывая растворимые в воде вещества в виде ионов, а нерастворимые вещества, газообразные вещества и воду в виде молекул.

Составить сокращённое ионное уравнение, найдя одинаковые ионы в уравнении слева и справа и сократив их.

3 Na ОН + FeCl 3 = Fe (ОН) 3  + 3 NaCl

3 Na ОН + FeCl 3 = Fe (ОН) 3  + 3 NaCl

3 Na + +3ОН — + Fe 3+ +3 Cl — = Fe (ОН) 3  + 3 Na + +3 Cl —

3ОН — + Fe 3+ = Fe (ОН) 3

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 920 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 585 300 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 28.08.2016
  • 1034
  • 2
  • 28.08.2016
  • 2366
  • 22
  • 27.08.2016
  • 2359
  • 14
  • 27.08.2016
  • 645
  • 0
  • 26.08.2016
  • 455
  • 0
  • 26.08.2016
  • 563
  • 4
  • 26.08.2016
  • 1074
  • 4

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 28.08.2016 24292
  • DOCX 19.9 кбайт
  • 691 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гуторова Наталья Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 5 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 39172
  • Всего материалов: 11

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Получите новую специальность со скидкой 10%

Цена от 4900 740 руб. Промокод (до 23 февраля): Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА»

Определите, может ли осуществляться взаимодействие между растворами следующих веществ: гидроксид калия и хлорид аммония., записать реакции в молекулярном, полном, кратком ионном виде:

— Составляем химические формулы веществ по их названиям, используя валентности и записываем РИО в молекулярном виде (проверяем растворимость веществ по ТР):

KOH + NH 4 Cl = KCl + NH 4 OH

так как NH 4 OH неустойчивое вещество и разлагается на воду и газ NH 3 уравнение РИО примет окончательный вид

KOH (p) + NH 4 Cl (p) = KCl (p) + NH 3 ↑+ H 2 O

-Cоставляем полное ионное уравнение РИО, используя ТР (не забывайте в правом верхнем углу записывать заряд иона):

K + + OH — + NH 4 + + Cl — = K + + Cl — + NH 3 ↑+ H 2 O

— Cоставляем краткое ионное уравнение РИО, вычёркивая одинаковые ионы до и после реакции:

OH — + NH 4 + = NH 3 ↑+ H 2 O

Взаимодействие между растворами следующих веществ может осуществляться, так как продуктами данной РИО являются газ (NH 3 ↑) и малодиссоциирующее вещество вода (H 2 O).

Подберите вещества, взаимодействие между которыми в водных растворах выражается следующими сокращёнными уравнениями. Составьте соответствующие молекулярное и полное ионное уравнения.

— Используя ТР подбираем реагенты — растворимые в воде вещества, содержащие ионы 2H + и CO 3 2- .

Например, кислота — H 2 SO 4 (p) и соль -K 2 CO 3 (p).

— Составляем молекулярное уравнение РИО:

так как угольная кислота – неустойчивое вещество, она разлагается на углекислый газ CO 2 ↑ и воду H 2 O:

H 2 SO 4 (p) +K 2 CO 3 (p) ->K 2 SO 4 (p) + CO 2 ↑ + H 2 O

— Составляем полное ионное уравнение РИО:

2H + + SO 4 2- + 2 K + + CO 3 2- -> 2 K + + SO 4 2- + CO 2 ↑ + H 2 O

-Составляем краткое ионное уравнение РИО:

2H + + CO 3 2- = CO 2 ↑ + H 2 O

— Делаем вывод:

В конечном итоге мы получили искомое сокращённое ионное уравнение, следовательно, задание выполнено верно.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1

Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!

Задание №2

Посмотрите следующий эксперимент

Составьте уравнение реакции ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде для наблюдаемых химических процессов.

Задание №3

Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!

Записи молекулярных и ионно-молекулярных уравнений реакций обмена

Решение задач на составление химических уравнений реакций

Задание 193.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) Na3PO4 и СаСI2 б) К2CO3 и ВаСl2; в) Zn(OH)2 и КОН.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадков Са3(РО4)2 и BaCO3 соответственно в реакциях (а) и (б), а в реакции (в) ионы ОН — связываются с нерастворимым основанием Zn(OH)2 с образованием комплексного иона [Zn(OH)4]2-. Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) Na + , C l- ; б) K + , Cl — ; в) K + ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 194.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:
Fe(OH)3 + 3H + = Fe + 3H2O
Cd 2+ + 2OH — = Cd(OH)2
H + + NO2 — = HNO2
Решение:
В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, а в первой реакции ещё и нерастворимое основание Fe(OH)3 следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов и нерастворимого основания. Например:

Задание 195.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) СdS и HCl; б) Сг(ОН)3 и NаОН; в) Ва(ОН)2 и СоСl2.
Решение:
Молекулярные формы уравнений реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием слабого электролита H2S при растворении малорастворимого соединения ) CdS в реакции (а), растворение малорастворимого основания Cr(OH)3 в щёлочи с образованием комплексного иона [Cr(OH)6] 3- в реакции (б) и образование осадка Co(OH)2 в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) Cl — ; б) Na + ; в) Ba 2+ , Cl — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

а) CdS + 2H+ = Cd 2+ + H2S↑;
б) Cr(OH)3 + 3OH- = [Cr(OH)6] 3- ;
в) Co 2+ + 2ОН — = Co(OH) ↓ 2.

Задание 196.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:
а) Zn 2+ + Н2S = ZnS ↓ + 2H +
б) НСО3 — + H + = Н2O + СО2 ↑;
в) Аg + + Сl — = АgС1 ↓
Решение:
В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов. Например:

Задание 197.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) Н2SO4 и Ва(ОН)2; б) ЕеСl3 и NH4OH б) ЕеСl3 и NH4OH; в) СH3COONa и HCl.
Решение:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадка BaSO4 и слабого электролита Н2О в реакции (а) и осадка Fe(OH)3 в реакции (б), а также образование слабого электролита СH3COOH в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [б) NH4 + , Cl — ; в) Na + , Cl — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

а) 2H + + SO4 2- + Ba 2+ + 2OH — = BaSO4 ↓ + 2H2O;
б) Ее 3+ + 3OH — = Fe(OH)3 ↓ ;
в) СH3COO — + H + = СH3COOH.

Задание 198.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) FeCl3 и КОН; б) NiSO4 и (NH4)2S; в) МgCO3 и HNO3.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадков Fe(OH)3 и NiS в реакциях (а) и (б); растворение осадка МgCO3 и выделение газа СО2 и слабого электролита Н2О в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) K+, Cl — б) NH4 + , SO4 2- ; в) NO3 — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 199.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:а) Ве(ОН)2 + 2ОН — = ВеО2 2- + 2Н2О
б) СН3СОО — + Н + = СН3СООН
в)Ва 2+ + SO4 2 = BaSO4
Решение:

В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, а также растворение осадка Ве(ОН)2, следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов. Например:

Задание 200.
Какие из веществ — NaCl, NiSO4, Ве(ОН)2, КНСО3 — взаимодействуют с раствором гидроксида натрия. Запишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения этих реакций.
Решение:
а) NaCl и NaOH – сильные электролиты, которые в водных растворах диссоциируют:
NaCl ⇔ Na + + Cl — ; NaOH ⇔ Na + + OH — . При смешении растворов NaCl и NaOH не происходит связывание ионов Na+, Cl — и ОН — друг с другом с образованием осадка, газа или слабого электролита, поэтому реакция не протекает.

б) NiSO4 и NaOH — электролиты, которые в водных растворах диссоциируют:
NiSO4 ⇔ Ni 2+ + SO42-; NaOH ⇔ Na + + ОН — . При смешении растворов NiSO4 и NaOH происходит связывание ионов Ni 2+ и ОН — друг с другом с образованием малорастворимого электролита Ni(OH)2, реакция протекает:

NiSO4 +2NaOH = Ni(OH)2 ↓ + Na2SO4 (молекулярная форма);
Ni 2+ + 2ОН — ⇔ Ni(OH)2↓ (ионно-молекулярная форма).

в) Ве(ОН)2 и NaOH взаимодействуют друг с другом, так как происходит связывание ионов ОН — с молекулами Ве(ОН)2 с образованием комплексного иона [Be(OH)4] 2- , при этом происходит растворение осадка:

г) КНСО3 и NaOH – сильные электролиты, которые в водном растворе диссоциируют:
КНСО3 ⇔ К + + НСО3-; NaOH ⇔ Na + + OH — . Реакция не протекает, потому что при смешении растворов этих соединений связывание ионов с образованием осадка, газа или слабого электролита не происходит.


источники:

http://www.sites.google.com/site/himulacom/%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-10-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0

http://buzani.ru/zadachi/khimiya-shimanovich/930-ionno-molekulyarnye-ionnye-reaktsii-obmena-193-200