Закон сохранения массы вещества химические уравнения конспект

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

повторить с учащимися основные понятия темы «Соединения химических элементов», физические и химические явления;

определить количественную сторону химических реакций в свете учения об атомах и молекулах; определить значение работ М.В.Ломоносова и А. Лавуазье в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ;

определить понятие «химическое уравнение», как условную запись химической реакции;

составлять уравнения химических реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
zakon_sohraneniya_massy_veshchestv.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. 8 класс

повторить с учащимися основные понятия темы «Соединения химических элементов», физические и химические явления;

определить количественную сторону химических реакций в свете учения об атомах и молекулах; определить значение работ М.В.Ломоносова и А. Лавуазье в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ;

определить понятие «химическое уравнение», как условную запись химической реакции;

составлять уравнения химических реакций.

Оборудование: для опыта, подтверждающего закон сохранения массы веществ в результате химической реакции — растворы HCl, NaOH, весы, фенолфталеин; ПК, проектор, экран, видео «Химия-8», часть 1.

II Повторение домашнего задания.

а) Как в походных условиях очистить и обеззаразить мутную воду и сделать ее пригодной для питья и приготовления пищи?

б) Старинные медные монеты и бронзовые изделия часто бывают покрыты зеленоватым налетом, а серебряные – черным. О чем говорит появление этих налетов? Как очистить изделия от них?

в) В чем сходство и в чем различие двух явлений, которые можно наблюдать на кухне: прокисание молока и горение газа в кухонной плите или духовке?

г) Назовите признаки данных химических реакций, условия их начала.

Проверить работу у доски с помощью учащихся класса.

Работа класса по вариантам:

I Вариант – письменная работа

II Вариант – устная работа

Сделать письменные ответы по формулам веществ (план 1 – 9)

II вариант — NaOH

III вариант — CaO

Назвать формулы оксидов металлов III периода

Назвать формулы щелочей , малорастворимых и нерастворимых оснований

Назвать формулы бескислородных и кислородсодержащих кислот

Назвать формулы малоростворимых, нерастворимых и растворимых в воде солей

III Изучение новой темы.

Цель урока – Познакомиться с законом сохранения массы веществ,

с химическими уравнениями.

Подготовка к работе:

Обьясните, что означают следующие записи: H 2 O, O, H 2 , C, CO 2 , S, 3O 2 , 5BaO, 4FeCl 2 , 6MgF 2 ? (фронтальная работа).

1.Закон сохранения массы веществ.

а) История открытия , значение работ М. В. Ломоносова и А. Лавуазье в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ.

б) Опыт с растворами HCl, NaOH и фенолфталеином по исследованию массы веществ, вступивших в реакцию и массы образовавшихся веществ.

в) Наблюдения : произошла химическая реакция – исчезла окраска вещества, масса веществ в результате реакции не изменилась.

Вывод: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе получившихся веществ.

2. Составление уравнений химических реакций.

а) Что такое химическое уравнение? Прочитать в учебнике определение — стр.98.

б) Записать схему химического уравнения, используя схему, объяснить, что значит – составить уравнение химической реакции. А + В = С + Д

масса реагентов равна массе продуктов

в) Составить уравнение химической реакции проведенного эксперимента:

Na OH + HCl = NaCl + Н 2 О

Расстановку коэффициентов начать с того элемента, символ которого выделен полужирным шрифтом. Отсутствие числа перед химической формулой, считать за коэффициент равный 1.

а ) Расставить коэффициенты в уравнении химической реакции:

Zn + H Cl = ZnCl 2 + H 2

б ) Просмотр видеофрагмента «Химические уравнения».

в ) Работа по карточкам №3, см. Дидактический материал Журин А.А. Задания для самостоятельной работы. Разобрать способ уравнивания N 2 + H 2 = NH 3 по азоту.

Карточка № 3 – 13

Перепишите схемы химических реакций в тетрадь и расставьте коэффициенты.

1) Hg O = Hg + O 2

2) Al + S = Al 2 S 3

3) Li + H 2 O = LiOH + H 2

4) S O 2 + O 2 = SO 3

5) HCl + Li OH = LiCl + H 2 O

расстановку коэффициентов начать с элемента, символ которого выделен полужирным шрифтом.

V Подведение итогов.

VI Задание на дом.

Завершить задание классной работы – расставить коэффициенты.

Методическая разработка урока «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.»

Образовательные задачи:

  1. Повторить понятия о физических и химических явлениях, химических реакциях и их сути;
  2. На основании демонстрационного эксперимента подвести учащихся к открытию закона сохранения массы веществ;
  3. Используя видеофрагмент электронного приложения к учебнику, познакомить учащихся с исторической справкой открытия закона сохранения массы веществ;
  4. Показать значение открытия закона в химии и для производства;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы;
  2. Способствовать развитию познавательной активности учащихся на уроке через применение видеофрагментов электронного приложения;
  3. Развивать логическое мышление учащихся для умения объяснять результаты демонстрационного эксперимента;
  4. Развивать умение применять закон сохранения массы веществ для решения задач и составления уравнений реакций.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжать воспитание аккуратности у учащихся в оформлении записи при решении задач и написания уравнений реакций;
  2. Способствовать формированию у учащихся умения выслушивать мнение других, владению различными формами устных выступлений, оценке разных точек зрения.
  3. Воспитывать культуру умственного труда, диалектико-материалистическое восприятие мира.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.»»

Тема урока: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Повторить понятия о физических и химических явлениях, химических реакциях и их сути;

На основании демонстрационного эксперимента подвести учащихся к открытию закона сохранения массы веществ;

Используя видеофрагмент электронного приложения к учебнику, познакомить учащихся с исторической справкой открытия закона сохранения массы веществ;

Показать значение открытия закона в химии и для производства;

Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы;

Способствовать развитию познавательной активности учащихся на уроке через применение видеофрагментов электронного приложения;

Развивать логическое мышление учащихся для умения объяснять результаты демонстрационного эксперимента;

Развивать умение применять закон сохранения массы веществ для решения задач и составления уравнений реакций.

Продолжать воспитание аккуратности у учащихся в оформлении записи при решении задач и написания уравнений реакций;

Способствовать формированию у учащихся умения выслушивать мнение других, владению различными формами устных выступлений, оценке разных точек зрения.

Воспитывать культуру умственного труда, диалектико-материалистическое восприятие мира.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Формы и методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, наглядный, работа в группах.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение, ПСХЭ, весы, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ.

Реактивы: Растворы сульфата натрия и хлорида бария.

Демонстрации: 1) взаимодействие хлорида бария и сульфата натрия на весах; 2) видеофрагменты электронного приложения к учебнику.

даёт определение закону сохранения массы веществ, знает его суть;

расставляет коэффициенты в уравнениях химических реакций;

рассчитывает массу вещества (продукта или реагента), используя закон сохранения массы веществ.

I. Организация учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса.

«ИГРА – упражнение». Учитель перечисляет физические и химические явления. Учащиеся внимательно слушают. Если названо химическое явление, то они поднимают руку вверх. Ученик, ответивший не верно, даёт определение физического или химического явления и приводит дополнительно свой пример:

а) скисание молока;

б) брожение винограда;

г) ржавление гвоздя;

д) плавление парафина;

е) испарение спирта;

ж) кипячение дистиллированной воды;

з) горение природного газа;

и) образование инея;

к) гниение мусора.

Учитель: Вспомните опыт по горению серы при изучении темы «Физические и химические явления». Как мы записывали схему данной химической реакции? (ученик на доске записывает схему химической реакции при помощи химических формул S + O2 SO2, в это время с классом фронтально проверяем механизм записи схемы химической реакции, который был отработан на том уроке).

Как называются исходные и конечные вещества в схеме реакции?

Что происходит с атомами серы и кислорода по окончании химической реакции, судя по её схеме?

3. Определение темы и цели урока, её значимости в химической науке.

Учитель: Сегодня на уроке перед нами стоит чрезвычайно ответственная миссия – открыть для себя один из важнейших законов природы, науки. Вы попробуете себя в роли теоретиков и частично практиков, решая несложные упражнения и задачи.

Через несколько минут вы самостоятельно сформулируете тему сегодняшнего урока.

Девизом нашего урока будут слова английского философа Ф. Бекона: «Истина – дочь времени, а не авторитета». Будьте внимательными, так как в конце урока я попрошу вас объяснить, что понимал автор под этим высказыванием. А ещё вы должны дать ответ на ключевой вопрос: «Как химики познают мир веществ?».

Учитель: Вернёмся снова к известной нам схеме химической реакции горения простого вещества серы. Как вы думаете: В чём суть химической реакции? (атомы Серы и Кислорода не исчезают, и новые атомы не появляются, а происходит их перегруппировка, в результате чего образуется новое вещество эс-О-два). Итак, суть химической реакции – перегруппировка атомов элементов вследствие чего происходит образование новых веществ.

Учитель: Изменяется ли количество атомов до и после реакции? (число атомов элементов не изменяется).

Учитель: Изменяется ли масса атомов Серы и Кислорода до и после реакции? (масса атомов элементов Серы и Кислорода не изменяется).

Учитель: Так, изменяется ли общая масса веществ до и после реакции?

(масса веществ до и после реакции не изменяется).

Такое наше теоретическое предположение, которое в науке называют Гипотезой. Гипотеза – это мысль, предположение, которое требует доказательства. Когда гипотеза подтверждается практически, экспериментально, тогда она стаёт Законом.

Определите тему нашего урока (учащиеся формулируют тему урока)

III. Изучение нового материала.

1. История открытия закона.

Рассказ с сопровождением видеофрагментов

Учитель: В 1676 году английский физик и химик Роберт Бойль провёл такой опыт: он взвесил запаянную реторту с порошком металла, длительное время нагревал её, потом охладил до комнатной температуры, вскрыл реторту и снова взвесил. Вес реторты с содержимым увеличился. На основании чего Р. Бойль делает вывод, что масса прокалённого металла увеличивается за счёт соединения металла с «огненной силой», которая проникает через стенки реторты (видеофрагмент 1). Такие частицы «огненной силы» в то время называли флогистонами. Существовала даже целая теория флогистона.

Однако, согласно наших теоретических рассуждений масса веществ до реакции и после реакции должна быть неизменной!

ТАК КТО ОШИБАЕТСЯ? Мы или Р. Бойль? Что нам остаётся сделать? Правильно! Провести собственный эксперимент!

Демонстрация. Перед проведением эксперимента уравновесим сосуд Ландоля (двухколенная пробирка) на технических весах. В одно колено наливаем бесцветный раствор хлорида бария, а другое – бесцветный раствор сульфата натрия. Наклонив пробирку, переливаем содержимое одного колена к содержимому другого, т.е. смешиваем прозрачные вещества. Наблюдаем образование белого осадка.

Учитель: О чём свидетельствует данный признак реакции?

(об образовании нового вещества).

Наблюдение: Равновесие весов не нарушается!

Вывод: Мы правы! Это уже ЗАКОН.

Учитель: Какую же ошибку допустил Р. Бойль? (ответы учащихся).

Учитель: Я вас всех поздравляю, мы открыли для себя один из важнейших законов природы о сохранении массы вещества во время протекания химических реакций.

Однако, до нас его открыл учёный с многогранным талантом, у которого тоже имелись сомнения относительно справедливости опытов

Р. Бойля (видеофрагмент 2).

Учитель: Как М.В. Ломоносов изменил опыт? Он провёл ряд опытов аналогичных тем, которые проводил Р. Бойль с прокаливанием металлов в ретортах. Он подметил, что если сосуд, содержащий металл, взвесить до и после прокаливания, не раскрывая её, то масса остаётся неизменной. Опыты М.В. Ломоносова опровергают опыты и выводы Р. Бойля.

Ломоносов называет свой закон – Закон сохранения массы веществ. Тот факт, что атомы имеют постоянную массу, и обусловливает сохранение массы вещества. Ломоносов писал: «Все перемены в Натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько же присовокупится к другому. Так, ежели где убудет материи, то умножится в другом месте. ».

Это открытие было огромным прорывом в науке, толчком к её развитию, поскольку предположение Р. Бойля почти столетие господствовало в химии и тем самым сдерживало её развитие. Это мы к сути закона подошли просто…, а в науке открытия происходят достаточно не просто. Отсутствие точных приборов, знания о газах, неумение их взвешивать не давали возможности открыть этот закон природы.

2. Открытие А.Л. Лавуазье.

Лавуазье писал: «Масса никогда не образуется и не исчезает, а только переходит от одного вещества к другому». «Элементы не появляются и не исчезают, а происходит только их перегруппировка».

Учитель: А известны ли вам факты, которые являются исключением из этого закона? Например: после сгорания дров, их масса явно уменьшается по сравнению с изначальной. Так ли это? Ответ поясните (ответы учащихся). Нет!

Следствие из закона: «Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Наука не знает ни одного случая, когда бы во время каких-нибудь процессов этот закон нарушался».

3. Применение закона сохранения массы веществ, его значение.

в химическом производстве;

при составлении химических уравнений реакций;

в расчётах при решении задач;

открытие закона сохранения массы веществ способствовало даль-нейшему развитию химической науки, пониманию законов природы.

Учитель: Предлагаю проверить закон в действии на примере известной нам реакции горения серы и горения водорода.

32 32 64 Закон действует!

2 + 32 = 18 Закон не действует!

Учитель: Поскольку атомы не исчезают и новые не образуются, то их количество согласно закону сохранения массы должно быть равным. Как этого можно добиться? Этого можно добиться, подбирая коэффициенты.

4 + 32 = 36 Закон действует!

Учитель: Закон сохранения массы веществ применяется и для решения задач. Например: Какую массу серы необходимо сжечь в 4 г кислорода, чтобы получить 8 г оксида серы(IV)?

m(S) – ? m(S) = m(SO2) – m(O2) = 8 г – 4 г = 4 г

IV. Закрепление полученных знаний.

1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:

а) Na + С12 → NaС1 ; б) Аg + S → Аg2S ;

2. Решите задачи:

а) При горении 24 кг угля образовалось 88 кг углекислого газа. Какая масса кислорода для этого потребуется?

б) Какую массу ртути можно получить разложением 8,68 г оксида ртути(II), если при этом выделилось 0,64 г кислорода?

1. Закончите предложения:

а) Закон сохранения массы веществ экспериментально подтвердили: _____________________________ и ______________________________ .

б) Современная формулировка закона сохранения массы веществ такая: __________________________________________________________________.

в) Закон сохранения массы веществ используют для составления _____________________________ и _______________________________.

г) Число атомов до реакции всегда должно равняться ______________________________________________________________.

д) Коэффициент всегда ставится ________________________________.

2. Сумма всех коэффициентов в уравнении химической реакции

а) 8 ; б) 9 ; в) 11 ; г) 6 .

V. Обобщение и систематизация полученных знаний.

— Какую тему мы изучили сегодня на уроке?

— Кем был открыл закон сохранения массы веществ?

— Какое значение имеет закон сохранения массы веществ и где применяется?

— Какое следствие вытекает из закона сохранения массы веществ?

— В чём суть химической реакции?

— Что называют коэффициентом и для чего его применяют в уравнениях химических реакций?

— Так какой смысл, по-вашему, мнению, вложил Ф. Бекон в выражение: «Истина – дочь времени, а не авторитета»?

— Как химики познают мир веществ?

Сегодня на уроке…

узнал… понял… понравилось…

научился… поможет… интересно…

§ 20 , с.67 – 68, упр. 3, 4 , 5 , тестовые задания 1 , 2 .

Используя электронное приложение к учебнику, подготовьтесь к уроку.

VIII. Подведение итогов урока.

Конспект урока по химии «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по химии

«Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»

Урок «открытия» нового знания

Создание условий для формирования у обучающихся новых знаний и умений.

— включить обучающихся в изучение материала по теме «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения» на личностно-значимом уровне;

— инициировать самостоятельную деятельность обучающихся в постановке цели учебной деятельности, выбору способа и средств ее реализации;

— формировать навыки формулировать закон сохранения массы веществ, определение «химические уравнения»;

— способствовать формированию умений в расстановке коэффициентов в химических уравнениях, работать по алгоритму.

— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение веществ окружающего мира;

— о сознавать единство и целостность окружающего мира;

— постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

— формировать умения ориентироваться в учебнике и других источниках, находить и использовать нужную информацию;

— формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника);

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе.

— составлять химические уравнения на основе закона сохранения массы веществ;

— объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения;

— использовать знаковое моделирование на примере химических уравнений;

— формировать умения в расстановке коэффициентов в химических уравнениях, работе по алгоритму ;

— формировать умения обращаться с веществами;

— формировать понимание роли химического эксперимента в открытии закона сохранения массы веществ и других законов химии и природы;

— формировать первоначальные представления о великих ученых-химиках, их вкладе в развитие науки и общества.

Формы организации работы

Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

ИКТ, здоровьесберегающие, проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Проблемно – поисковый; объяснительно – иллюстративный; исследовательский.

Физика: разделы «Закон сохранения и превращения энергии», «Атомно-молекулярное учение».

Математика: раздел «Нахождение наименьшего общего кратного».

Литература и история: «Великий ученый М.В.Ломоносов».

Проектор, ПК, видеофрагмент «Горение железа в кислороде», сайт Российской электронной школы (урок 7), интерактивная доска, раздаточный материал, посуда и реактивы для демонстрационного опыта (сосуд Ландольта, весы, фенолфталеин, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия).

Этап мотивации к учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Учитель с пособствует созданию комфортного психологического климата на уроке, выработке у учащихся внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности :

1) создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2) способствует актуализации требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) помогает учащимся установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Учитель мотивирует учащихся посредством приема «Черный ящик». Учитель выносит черный ящик, в котором находится определенный предмет. Учитель говорит, что в этом ящике находится предмет, с помощью которого 2 ученых –химика, русский и французский, открыли закон. Кроме того этот предмет есть в каждом магазине. Что находится в черном ящике? В нем находятся весы.

Учащиеся включаются в процесс, пытаются угадать этот предмет. Но при этом им еще предстоит понять, как этот предмет связан с темой урока и с предметом «химия».

Учитель проводит актуализацию знаний учащихся:

Вспомните, чем химические реакции отличаются от физических явлений? (При химических реакциях образуются новые вещества ).

Каковы признаки химической реакции ? (Образование осадка, изменение цвета, выделение газа, изменение запаха, выделение теплоты) .

Что является необходимым условием возникновения и течения химической реакции ? (Соприкосновение веществ, нагревание ).

Учащиеся вспоминают, формулируют, отвечают.

Учитель предлагает разделиться на 2 команды «Химики» и «Физики», в игровой форме проводит соревнование вопросов-ответов.

Вопросы на интерактивной доске. Посмотрим, какая команда победит.

Задание. Из приведённого перечня явлений назовите те, которые относятся к химическим или физическим :

1) при нагревании вода превращается в пар (Физическое явление)

2) при пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок ( Химическая реакция )

3) при поджигании свечи парафин плавится (Физическое явление)

4) под действием электрического тока вода превращается в газы: водород и кислород ( Химическая реакция )

5) серебряные ложки со временем темнеют ( Химическая реакция )

6) при включении в сеть электролампа излучает свет и тепло (Физическое явление)

7) при сильном измельчении стекло превращается в порошок (Физическое явление)

8) если к раствору уксусной кислоты добавить соду, выделяется газ ( Химическая реакция )

9) при замерзании вода превращается в лёд (Физическое явление)

2. Этап актуализации пробного действия

Учитель. А теперь посмотрите следующий опыт «Горение железа в кислороде» (видеофрагмент — https://www.youtube.com/watch?v=x03Hzr7aF3A ) .

Учащиеся смотрят опыт.

Учитель: Проанализируйте ту информацию, которую вы получили, ответив на следующие вопросы:

— Является ли этот процесс химической реакцией ? (Это химическая реакция .)

— Каковы признаки этой реакции ? (Признаки: выделение теплоты и света, образование нового вещества ).

— Какие исходные вещества вступают в химическую реакцию ? (Железо и кислород).

— Какие вещества (продукты реакции ) получаются в результате реакции ? (Железная окалина) .

— Как можно записать химическую реакцию ? ( железо + кислород получается железная окалина).

Учащиеся работают в парах , размышляют, высказывают предположения, делают записи, выступают по итогам работы в совместной деятельности.

Учитель. Получилось ли записать химическую реакцию?

Учащиеся затрудняются в написании реакции.

Учитель. Постановка проблемного вопроса: «Что происходит с массами реагирующих веществ и продуктов реакции ?».

Учащиеся затрудняются, расходятся во мнениях.

Этап выявления места и причины затруднения

Учитель. Почему же у вас не получилось записать химическую реакцию, и не нашлось ответа по поводу того, что происходит с массами веществ? С чем связаны ваши затруднения?

Учащиеся говорят о том, что им не хватает знаний.

Учитель. Исходя из ваших затруднений, сформулируйте тему урока.

Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока.

Тема нашего урока : « Закон сохранения массы веществ Химические уравнения »

Цель: получение новых знаний по химии.

— узнать, что происходит с массами веществ при химических реакциях

— сформировать понятие « химическое уравнение »

— научиться составлять уравнения химических реакций .

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель. На данном этапе вам необходимо построить проект выхода из затруднения, то есть найти и выбрать источники информации, которые вам помогут получить новые знания, освоить новый материал по теме урока. Работать вы будете в группах. Форма работы «Мозговой штурм».

Учащиеся приступают к планированию работы, поиску источников информации, затем выступают по итогам работы: выбранные источники (учебник, электронный учебник, материалы РЭШ (урок № 7, 8 кл.) — https://resh.edu.ru/subject/lesson/1519/main/ ), продуктом образовательной деятельности учащихся будет конспект, схема или таблица.

5. Этап реализации построенного проекта

Учащиеся работают в парах с источниками информации, делают записи в тетрадях, общаются, консультируются с одноклассниками и учителем. Учитель наблюдает за работой учащихся, консультирует, направляет, советует.

1. И. п. – сидя на стуле. На счет 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 3-4 голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 3 раза в медленном темпе.

2. И. п. — сесть, руки на поясе. На счет 1- поворот головы направо, на счет 2- и. п., на счет 3- поворот головы налево, на счет 4- и. п. Повторить 3 раза в медленном темпе.

3. И. п. — стоя. На счет 1- махом левую руку занести через плечо, голову повернуть налево. На счет 2- и. п., на счет 3-4 повторить то же самое правой рукой. Повторить 3 раза в медленном темпе.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи

Учитель проводит демонстрационный эксперимент на ЗСМВ «Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия».

Задача учащихся: наблюдение за ходом эксперимента, анализ, выводы.

В сосуд Ландольта отдельно в каждое колено наливает соляную кислоту и раствор щёлочи ( NaOH ). К раствору щёлочи добавляет индикатор фенолфталеин, при этом раствор щёлочи окрашивается в малиновый цвет. Закрывает прибор пробкой, уравновешивает гирями на весах, отмечает на доске массу, затем сливает растворы. Малиновая окраска исчезает, потому что кислота и щёлочь прореагировали с образованием соли и воды. Масса же сосуда с полученными продуктами не изменилась.

Учитель задает вопрос. Что демонстрирует данный эксперимент?

Учащиеся отвечают, дают полные ответы, используют химический язык.

Этот опыт — экспериментальное подтверждение Закона сохранения массы веществ. Аналогичное наблюдение сделал автор закона сохранения массы веществ М . В. Ломоносов в 1748 году, подтвердил его в 1789 году французский ученый А. Л. Лавуазье .

Далее в полилоге учащиеся формулируют Закон сохранения массы веществ и основные понятия темы.

ЗСМВ гласит : « Масса веществ , вступивших в химическую реакцию , равна массе образовавшихся веществ ».

1. Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.

2. Сущность химических явлений заключается в перегруппировке атомов исходных веществ с образованием новых веществ .

3. Закон позволяет составлять уравнения реакций и производить расчеты.

На основании закона сохранения массы веществ пишут химические предложения , т. е составляют уравнения химических реакций.

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Учитель. Как правильно записывать химические уравнения?

Учащиеся отвечают : необходимо уравнять левую и правую части уравнения. Затем на конкретном примере у доски поясняют, как это правильно делать. Обсуждаются методы расстановки коэффициентов (межпредметные связи с математикой):

Наименьшее общее кратное числа атомов кислорода слева и справа – 10 , следовательно 10 :5=2 – коэффициент перед оксидом:

Затем уравнивается число атомов фосфора: 4P+5O 2 = 2P 2 O 5 .

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Работа с интерактивной доской. Индивидуальная работа учащихся (работают в тетрадях, затем осуществляют самопроверку или взаимопроверку по эталону).

Задание. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций и замените стрелки знаком равенства

г ) AgBr → Ag + Br 2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель задает проблемные вопросы, инициирует мыслительную деятельность учащихся:

— Как объяснить Закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения?

— Как вы думаете, для чего могут понадобиться те знания, которые вы получили сегодня?

— Приведите примеры химических реакций , сопровождающих нашу повседневную жизнь.

Учащиеся размышляют, анализируют, делают умозаключения, отвечают.

Учитель предлагает выполнить тренировочные задания по данной теме на сайте РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1519/train/#190269.

Учащиеся работают с планшетами, выполняют задания.

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

Учитель предлагает вспомнить цель и задачи урока, которые поставили перед собой учащиеся и проанализировать, достигли ли они поставленной цели, выполнили ли задачи.

Учащиеся высказываются, рассуждают, обсуждают, делают выводы.

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке, а также закончить следующие фразы (прием «Незаконченные предложения»):

«У меня больше всего получилось… Оцениваю свою работу на…»

«Дома мне предстоит поработать над … Оцениваю свою работу на …»

«Сегодня на уроке меня удивило… Оцениваю свою работу на …»

«Тема урока была … Оцениваю свою работу на …»

«У меня не получилось … Оцениваю свою работу на …»

Домашнее задание : §§ 14,15, задания 1, 3, 4 стр. 47.


источники:

http://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zakon-sokhranieniia-massy-vieshchiestv-khimichieskiie-uravnieniia.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-zakon-sohraneniya-massi-veschestv-himicheskie-uravneniya-klass-3670310.html