«Теорема Виета в решении квадратных уравнений». 8-й класс
Разделы: Математика
Класс: 8
Образовательные: повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, продолжить формирование умения решать квадратные уравнения, познакомить учащихся с теоремой Виета и обратной теоремой Виета.
Развивающие: развивать навыки познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать, развитие умений выделять главное при работе,развитие речи, внимания; формирование самостоятельности в мышлении.
Воспитательные: развивать интерес к математике, привитие аккуратности и трудолюбия, навыков самостоятельной работы и самооценки.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки с дифференцированными заданиями.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
— Мы начнем сегодняшний урок с высказывания математика Джорджа Пойа “Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому”. (Слайд 1. Презентация).Это высказывание я выбрала не случайно, так как сегодня на уроке вам предстоит самим сформулировать теорему, которая играет важнейшую роль для дальнейшего изучения математики.
— Для начала давайте вспомним, какую тему мы с вами изучаем?
— Составьте, пожалуйста, синквейн по данной теме. (Слайд 2)
Заслушиваем несколько учащихся.
— Какое уравнение называется квадратным? (Слайд 3)
— Является ли квадратным уравнение:
а) 5x 2 -7x 3 +13=0;
в)
Возьмите приложение 1 и выполните задания. Соедините каждое уравнение, стоящее в левом столбце, с соответствующими ему коэффициентами а, b, с из правого столбца (Слайд 4):
-х 2 + 6х – 8 = 0 | а = 8; b = — 6; с = 1 |
-6x+ 8х 2 + 1 = 0 | а = -8; b = 0; с = 6 |
-8 – х + 6х 2 = 0 | а = -1; b = 6; с = — 8 |
-8х 2 + 6= 0 | а = 1; b = 8; с = — 1 |
-1 + x 2 + 8x=0 | а = 6; b = -1; с = — 8 |
Соедините каждое утверждение, стоящее в левом столбце, с соответствующим ему словом из правого столбца. (Слайд 5)
Квадратное уравнение спервым коэффициентомравным 1 | неполное |
Подкоренное выражениев формуле корней квадратного уравнения | коэффициенты |
Один из видов квадратного уравнения | приведенное |
a,b, с в квадратном уравнении. | дискриминант |
- Что называют дискриминантом квадратного уравнения? (Слайд 6)
- Как с помощью дискриминанта можно определить, сколько корней имеет квадратное уравнение?
- Назовите формулы корней квадратных уравнений.
Вы научились решать неполные квадратные уравнения по специальным алгоритмам, а полные квадратные уравнения – по формулам. Решение по формулам громоздко, поэтому давайте с вами найдем другой более простой способ нахождения корней квадратного уравнения. Для этого проведем небольшую исследовательскую работу в парах. Возьмите приложение 2 и выполните задания, напечатанные в нем.
1. Решите приведенные квадратные уравнения
2. Заполните таблицу (Слайд 7).
Уравнение | а | b | c | Найдите значение D | x1 | x2 | x1+x2 | x1*x2 | |
х 2 – 7х – 18=0 | |||||||||
х 2 — 10х + 21=0 | |||||||||
х 2 + 13х — 30=0 |
Проверка полученных результатов учащихся с помощью заполненной таблицы (Слайд 8).
III. Изучение нового материала.
3. Установить связь между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами.
4. Запишите в тетради приведенное квадратное уравнение в общем виде, в котором второй коэффициент обозначим буквой p, а свободный член буквой q: х 2 + px + q = 0.
5. Запишите общую формулу корней приведенного квадратного уравнения.
6. Найдите сумму корней приведенного квадратного уравнения (x1 + x2 = — p)
7. Найдите произведение корней приведенного квадратного уравнения (x1 * x2 = q).
8. Сформулируйте полученный результат. (Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену).
Данное утверждение носит название теоремы Виета по имени французского математика Франсуа Виета. В 1591 году Виет ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней формулами.
Запишите, пожалуйста, в тетради тему сегодняшнего урока: «Применение теоремы Виета к решению квадратных уравнений» (Слайд 9).
Откройте учебники и запишите теорему Виета (Слайд 10).
Можно ли использовать теорему Виета для решения неприведенных квадратных уравнений вида ax 2 + bx + c= 0?
Для уравнений вида ax 2 +bx+c=0 сумма корней равна ,
а произведение (Слайд 11).
Как вы думаете для чего нам нужна теорема Виета? Используя теорему Виета, можно выразить сумму и произведение корней произвольного квадратного уравнения через его коэффициенты.
Справедливо утверждение, обратное теореме Виета:
Если m и n таковы, что их сумма равна — p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения х 2 + px + q = 0. Запишите данную теорему в тетради (слайд 12).
По теореме, обратной теореме Виета, можно проверять, правильно ли найдены корни квадратного уравнения.
Если выполняется равенство и , то числа х1 и х2 являются корнями квадратного уравнения ах 2 + bх + с = 0.
IV. Физминутка (Слайд 13).
V. Закрепление изученного материала.
Трое учащихся с помощью учителя по очереди решают у доски 3 примера, а остальные учащиеся записывают эти решения в тетради.
Пример 1
Найдем сумму и произведение корней уравнения 3x 2 -5x+2=0.
Дискриминант D=1 — положительное число. Значит, уравнение имеет корни. Эти же корни имеет приведенное квадратное уравнение . Значит, сумма корней равна , а произведение равно .
Пример 2
Решим уравнение x 2 +3x-40=0 и выполним проверку по теореме, обратной теореме Виета.
Найдем дискриминант: D=169.
По формуле корней квадратного уравнения получаем: x1 = — 8, x2 = 5.
Покажем, что корни уравнения найдены правильно.
В уравнении x 2 +3x-40=0 коэффициент p = 3, а свободный член q= — 40. Сумма найденных чисел -8 и 5 равна -3, а их произведение равно -40. Значит, по теореме, обратной теореме Виета, эти числа являются корнями уравнения x 2 +3x-40=0.
Пример 3
Найдем подбором корни уравнения x 2 -x-12=0.
Найдем дискриминант: D=49-положительное число. Пусть x1 и x2— корни уравнения. Тогда
Если x1и x2 — целые числа, то они являются делителями числа -12.
Учитывая также, что сумма этих чисел равна 1, нетрудно догадаться, что x1= — 3 и x2 = 4.
Учащимся предлагается выполнить номера из учебника.
Задание 1. Найдите сумму и произведение корней уравнений № 580 а,д,в,г.
Задание 2. Решите уравнение и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета. № 581 ав.
Задание 3. Методом подбора найдите корни уравнений. № 583 ав.
Учащимся быстрее других, справившихся с данными номерами, предлагается решить следующее дополнительное задание:
Один из корней данного квадратного уравнения равен – 2.
Найдите коэффициент k и второй корень уравнения: 3х 2 + kх + 10 = 0 (к = 11, ).
VI. Самостоятельная работа на 10-15 минут. (Слайд 14)
Возьмите приложение 3 и выполните самостоятельную работу.
Номер задания | Количество баллов | Задание |
Обязательная часть | ||
1 | 1 | Чему равно произведение корней уравнения квадратного уравнения х 2 + 3х — 1=0? |
2 | 1 | Чему равна сумма корней уравнения квадратного уравнения х 2 – 6х +8=0? |
3 | 1 | Составьте приведенное квадратное уравнение, корнями которого являются числа – 3; 7. |
4 | 2 | Чему равно произведение корней уравнения квадратного уравнения 2х 2 + 9х — 6=0? |
5 | 2 | Один из корней данного квадратного уравнения равен –3. Найдите коэффициент k и второй корень уравнения: х 2 +4х + k = 0 |
Дополнительная часть | ||
6 | 3 | Составьте приведенное квадратное уравнение, корнями которого являются числа . |
7 | 3 | Не вычисляя корней уравнения х 2 – 4 х – 5 = 0, найдите , где х1 и х2 — корни данного уравнения. |
Оценка | Количество, набранных баллов |
2 | 0-6 |
3 | 7-8 |
4 | 9-10 |
5 | 11-13 |
VII. Подведение итогов урока.
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Сформулируйте теорему Виета и теорему обратную теореме Виета.
— Всегда ли можно применять теорему Виета? (Нет, только когда D?0).
— Для чего нам нужна теорема Виета?
— Как можно решить уравнение: х 2 + 2х – 3 = 0.
Ответ: С помощью формул, с помощью теоремы Виета.
— Какие же корни? (-3 и 1).
— А еще это уравнение можно решить графически и этот способ решения мы изучим с вами на следующем уроке.
— Надеюсь, этот материал вы не забудете. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: “Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто”. (Слайд 15)
VIII. Домашнее задание (слайд 16).
1. Пункт 24, № 580 бежз, 581 г, 583 б.
2. Решить уравнение: х 2 + 2013х – 2014=0.
IX. Рефлексия. (Слайд 17).
Оцените степень сложности урока.
Вам было на уроке:
- легко;
- обычно;
- трудно.
Оцените степень вашего усвоения материала:
- усвоил полностью, могу применить;
- усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;
- усвоил частично;
- не усвоил.
Самостоятельные работы по теме «Квадратные уравнения»
материал по алгебре (8 класс)
Данные самостоятельные работы помогут проверить знания учащихся по теме.»Квадратные уравнения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnye_raboty_po_teme.doc | 709.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельные работы по теме «Квадратные уравнения»
Самостоятельная работа № 1 по теме «Квадратные уравнения»
1. Заполните таблицу.
4 х 2 + 5 х – 4 = 0
3 х – х 2 + 19 = 0
2. Решите неполные квадратные уравнения
3.Составить квадратное уравнение по его коэффициентам и проверить, является ли указанное число х 0 корнем этого уравнения:
а) a = 2; b = –3; c = 1; х 0 = ;
б) a = –1; b = 4; c = 0; х 0 = 4;
в) a = ; b = –1; c = ; х 0 = .
Самостоятельная работа № 2 по теме «Квадратные уравнения»
В а р и а н т 1
1. Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен 3 ,
второй коэффициент равен –5 . Свободный член равен нулю.
2. Запишите приведённое квадратное уравнение, у которого второй
коэффициент и свободный член равны –2 .
3. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент
равен –5, свободный член равен 7, и решите его.
4. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент
равен 3, второй коэффициент равен 5, и решите его.
5. Решите уравнения:
1) = 3х 2) + 2х – 3 = 2х + 6 3) 3 + 7 = 12х + 7
В а р и а н т 2
1. Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен –5,
второй коэффициент равен 3. Свободный член равен нулю.
2. Запишите приведённое квадратное уравнение, у которого второй
коэффициент и свободный член равны –3.
3. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент
равен –3, свободный член равен 5, и решите его.
4. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент
равен 5, второй коэффициент равен 7, и решите его.
5. Решите уравнения:
1) = 6х 2) + 7х – 3 = 7х + 6 3) 3 + 9 = 12х + 9
Самостоятельная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения»
1. Укажите, какие из данных уравнений являются квадратными, объясните ответ:
а) 2 х 2 + 7 х – 3 = 0; д) х 2 – 6 х + 1 = 0;
б) 5 х – 7 = 0; е) 7 х 2 + 5 х = 0;
в) – х 2 – 5 х – 1 = 0; ж) 4 х 2 + 1 = 0;
г) + 3 х + 4 = 0; з) х 2 – = 0.
2. Заполните таблицу.
3 х 2 + 7 х – 6 = 0
–5 х 2 + 2 х + 4 = 0
3 х – х 2 + 19 = 0
3. Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам:
а) а = – 4; b = 3; с = 1; в) а = –1; b = ; с = 0;
б) а = ; b = 0; с = ; г) а = 2; b = 0; с = 0.
4. Приведите уравнение к виду ах 2 + bх + с = 0:
а) – х + 2 х 2 – 4 = 0; г) ( х – 3) ( х + 3) = 2;
б) 2 х 2 – 3 х = 5 х – 1; д) ( х – 1) 2 = 2 х + 4.
в) ( х – 2) (3 х – 5) = 0;
5 . Какие из данных уравнений являются приведёнными; неполными?
а) х 2 – 3 х + 5 = 0; г) х 2 – х = 0;
б) – х 2 – 7 х + 1 = 0; д) х 2 = 0;
в) х 2 + 5 х – 1 = 0; е) х 2 – 5 = 0.
6. Преобразуйте квадратное уравнение в приведённое:
а) – х 2 + 2 х – 5 = 0; г) 3 х 2 + 9 х – = 0;
б) х 2 + 3 х – 1 = 0; д) –5 х 2 + 10 х + 125 = 0;
в) 2 х 2 – 4 х = 0; е) 18 х 2 = 0.
Самостоятельная работа № 4 по теме «Квадратные уравнения»
1. Какие из данных уравнений являются квадратными:
а) 15х 2 – 8х + 7 = 0 б) х 2 + 8 = 0 в) −28х 2 − 18х + 6 = 0 г) 31х + 40 = 0 д) −16х 4 + 23 = 0 е) х 2 – 2х = 0
2. Назвать в квадратном уравнении его коэффициенты:
а) 3х 2 − 8х + 4 = 0 б) − 5х 2 − 9,4х = 0 в) 13х 2 − х = 5 г) − 1,3х 2 – 8 = 0 д) 2х − 13х 2 + 9 = 0 е) х 2 – х + 5 = 0
3. Записать квадратное уравнение ах 2 + bх + с = 0, если известны его коэффициенты:
а) а = 3 b = 5 с = − 8 б) а = 1 b = 0 с = 10
в) а = 1 b = − 7 с = 0 г) а = 1 b = 0 с = 0
Самостоятельная работа № 5 по теме «Квадратные уравнения»
Решение записать в тетрадь.
1. Решите уравнение: 1,8 = 0.
2.Найдите сумму корней уравнения 2 + 6х = 0.
3. Найдите произведение корней (или корень, если он единственный) уравнения 3 – 12 = 0.
4. Найдите разность наибольшего и наименьшего корней уравнения + 2х – 3 = 2х + 6.
5. Для изготовления коробки из квадратного листа картона по углам вырезали 4 квадрата общей площадью 38 см 2 . Площадь оставшейся части 187 см 2 . Найдите сторону квадратного листа картона.
6. Произведение двух чисел равна их среднему арифметическому, а разность этих чисел равна 1. Найдите данные числа.
7. При каких значениях a уравнение ( b – 5) + 13х + b 2 – 25 = 0 является неполным квадратным?
3x²+7x-6=0 (3 умножить на x в квадрате плюс 7 умножить на x минус 6 равно 0) решить через дискриминант и по теореме Виета, найти корни.
Калькулятор квадратных уравнений
Введите данные:
Округление:
Уравнение:
\(a * x^ <2>+ b * x + c\) = \(3 * x^ <2>+ 7 * x — 6\) = 0
Дискриминант:
\(D = b^ <2>— 4 * a * c\) = \(7^ <2>— 4 * 3 *(-6)\) = \(49 +72\) = 121
Корни квадратного уравнения:
Решение по теореме Виета
Преобразование в приведённый вид
Преобразуем квадратное уравнение в приведенное (разделим все части нашего уравнения на коэффициент a):
\(\fracx^<2>+\frac*x+\frac
Итого, имеем приведенное уравнение:
\(x^ <2>+ 2.33 * x -2 = 0\)
Теорема Виета выглядит следующим образом:
\(x_<1>*x_<2>=c\)
\(x_<1>+x_<2>=-b\)
Мы получаем следующую систему уравнений:
\(x_<1>*x_<2>=-2\)
\(x_<1>+x_<2>=-2.33\)
Методом подбора получаем:
\(x_ <1>= 0.67 (2/3)\)
\(x_ <2>= -3\)
Разложение на множители
Разложение происходит по формуле:
\(a*(x-x_<1>)*(x-x_<2>) = 0\)
То есть у нас получается:
\(3*(x-0.67)*(x+3) = 0\)
График функции y = 3x²+7x-6
Интервалы задаются через точку с запятой (; ). При задании интервалов и шага можно использовать математические выражения (прим. -4pi; (5/6)pi) или слово «авто» или оставить поля пустыми (эквивалентно «авто»)
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2019/12/23/samostoyatelnye-raboty-po-teme-kvadratnye-uravneniya
http://calcon.ru/3xz2v7x-6p0p0-reshit/